0
580
Газета Арт Интернет-версия

06.02.2002 00:00:00

Человечная индустрия

Тэги: pro зрение, фестиваль


2-й Международный фестиваль "Pro Зрение" представил нижегородским зрителям 54 выставки на площади в 4000 квадратных метров. Самые известные московские и питерские проекты последнего года, широкий спектр провинциальной фотографии, иностранные экспозиции из 11 стран: все уместилось в первом павильоне Нижегородской ярмарки.

Фотопавильон на Нижегородской ярмарке существовал с 1896 года. Там выставляли современные снимки и работало ателье. "Pro Зрение" возвращается к давним местным традициям. Инициатор и основной организатор нового фестиваля - Государственный центр современного искусства (нижегородский филиал).

Зритель проходил посередине между землей и небом. С одной стороны коридора на стене - переплетения проводов (собственно "небо" равномерно отсутствует: оно нейтрально, как серый фон). С другой стороны - "земля", точнее, асфальт, еще точнее - следы, навсегда оставленные на нем: треки шин, отпечатки подошв, озерко краски, пятна и потеки, крышка от пива "Золотая бочка", впечатанная навеки в мостовую. Спецпроект Файбисовича "Небо - земля" был создан специально к фестивалю. Новое небо и новая земля. Индустриальные. Горьковские.

70 лет автозаводу. И 70 - авиазаводу. Праздники двух промышленных гигантов - на носу. Фотофестиваль остался в стороне от юбилея авиаторов, но не смог пройти мимо ГАЗа.

Открытия - самое приятное, что можно сделать на региональных фестивалях. "Полвека с камерой" - выставка Николая Добровольского. Именно его снимки, отпечатанные со старых негативов из газовского музея - специально к ярмарке, - открывали вход в ее фотопавильон. Всю жизнь Добровольский проработал собкором заводской многотиражки, он же снимал машины для рекламы. Уникальность - в теме: советский агитпроп хорошо изучен, но рекламная съемка времен СССР до сих пор terra incognita.

"Леваки" на "Волгах" известны в Москве как самые тупые и жадные из водил: они всегда просят больше и возят хуже. Исторический исток их социального поведения лежит, конечно, в советской технической мифологии, проевшей мозги автолюбителей до самой кости. Валерий Чкалов катался по городу Горькому на авто местного производства (это видно по снимку Добровольского). От пропаганды - герой ("знатный летчик"), от рекламы - машина ("лучшая советская"). Не хватает только слогана: будь героем - купи "газик". Советская пропаганда рекламировала образ героя. Советская реклама пропагандировала героический предмет. Не просто "ЗИМ", но "ЗИМ" на Ай-Петри" (1952) - поперек горного ручья, на неведомой высоте. Не просто кабриолет, но "ГАЗ-61", штурмующий лестницу - вверх! - на снимке 1939 года. Так пропаганда плавно переходила в рекламу.

Александр Сокуров начинал с фильмов про лампочку Ильича и доблестный труд. Дело было в Горьком. Он работал помощником режиссера Юрия Беспалова, иногда - его сценаристом. "Люди. Огонь. Металл" (ассистент - Сокуров): в кадре - героическая плавка. Беспалов часто брал готовые кадры и использовал застывшее изображение в документалистике. "14-летний электросварщик Леша Ялов играет в чехарду" (1944) - снимок, представленный "Pro Зрением" дважды: на стенде Добровольского и на выставке "Из архива Горьковской киноредакции". В экспозиции висели раскадровки беспаловских фильмов. Так кино вернулось обратно - к фотографии.

Нижегородская фотошкола известна давным-давно. Андрей Карелин и Максим Дмитриев были знамениты не только в царской России - по всей Европе гремела слава двух поволжских мастеров светописи. Свой первый фестиваль волжане начали в прошлом году с выставки "Хиты нижегородской фотографии". Но на втором "Pro Зрении" местный патриотизм уступил место здоровому интернационализму. А с репортажной фотографии акцент смещен на художественную. И правильно. Художники-фотолюбители работают ярче завзятых профи.

Поволжская фотошкола XIX века была посильнее московской. По масштабу второй фестиваль "Pro Зрение" приближается к разрекламированным московским фотобиеннале, а по экспозиционной организации уже превосходит их. Новое дыхание светописи в Поволжье.

Нижний Новгород-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
821
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
964
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
475
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
324

Другие новости