0
626
Газета Арт Интернет-версия

14.05.2002 00:00:00

Там русский дух, там нефтью пахнет

Тэги: культура, нефть, экономика


Крайний Север - зона, в которую смело можно вписать пол-России. Для русской культуры эта зона всегда была второстепенна, если не третьесортна. Белое пятно.

Культурное пространство не совпадает с географическим. В своем развитии культура всегда следует за обществом. А социальное развитие обусловлено экономическим ростом. За последние 15 лет устойчивый экономический рост у нас в стране есть только там, где нефтью пахнет. Или газом. Или алмазами.

Россия - добывающая страна. Но это экономическая истина, которая пока еще слабо усвоена культурным сообществом. Пока еще - слабо. Хотя реальными центрами власти давно уже являются нефтяные, газовые и прочие немногочисленные монополии. А вслед за экономическим влиянием приходит социальный расцвет тех территорий, где расположены центры монополистической власти. Уже сегодня социальный пакет сургутянина весомей, чем социальный пакет москвича. А культурный голод нефтеносной провинции силен до чрезмерности.

Когда говорят о культуре, часто ссылаются на "традиции". При этом все новое возникает вопреки "традициям" или благодаря их смешениям и смещениям. Шаткое культурное благополучие Москвы основано на том, что здесь "большие коты" платят налоги. И все. Традиция "великой русской культуры" здесь ни при чем. Если завтра все монополисты будут платить налоги там, где захотят их платить, то Москва сдуется, как пузырь, лопнет, как гнойный нарыв на теле страны.

Культурная критика не может не учитывать реальной экономической картины. Она очевидна. Новый подъем русской культуры (если возможен) будет связан, конечно, не с покупательной способностью среднего класса (который существует только в Москве), а с социальной активностью новых монополистов - как личностей (пара десятков сверхбогатых людей в реальности распоряжаются гораздо большим богатством, чем весь наш "средний класс"). Поэтому новый расцвет северов связан прежде всего с тем, что Владимир Богданов ("Сургутнефтегаз") платит налоги в Сургуте или Роман Абрамович ("Сибнефть") платит налоги в Анадыре. И различие двух городов очевидно: культурное развитие Сургута стоит на прочном фундаменте нефтедобычи, а новое внезапное благополучие Анадыря пока основано на личных пристрастиях Абрамовича.

Культурная критика не может не учитывать реальной социальной картины. На нефте-Севере лучше живут, больше рожают и чаще покупают. В Сургуте осенью открыли новое музейное здание. В Анадыре готовят к открытию новый кинотеатр. Север больше не дик.

Изменения на культурной карте происходят очень медленно. Там, где для экономики нужны годы, для искусства нужны десятилетия. Так что сегодня нужно говорить о новых тенденциях развития. О новых результатах можно будет писать через годы, годы и годы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1750
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4293
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2356
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2672

Другие новости