0
1478
Газета История Интернет-версия

09.08.2000 00:00:00

Главная тема современности

Александр Кырлежев

Об авторе: Александр Иванович Кырлежев - независимый церковный журналист.

Тэги: Афанасьев, христианство, богословие


Кто-то молится...
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В последнее время обнадеживающим знаком в жизни РПЦ (под РПЦ я имею в виду в данном случае официальные церковные структуры, возглавляемые священноначалием) является возрождение "богословской заинтересованности" и, соответственно, активизация богословской работы. Десятилетиями - по объективным и субъективным причинам - такая работа была "в загоне". Как правило, о богословии вспоминали лишь тогда, когда нужно было вести богословские диалоги с инославными, то есть выходить на "международную арену".

Десять лет назад, как помнится, неожиданно открывшаяся идеологическая и религиозная свобода, с одной стороны, вызвала к жизни растущее множество инициатив "снизу" и "сбоку" - издания, журналы, переводы, учебные заведения, семинары и конференции┘ А с другой - обнаружила замешательство и неготовность именно "церковных структур" (в том числе отвечающих за богословие, просвещение и т.п.) реализовать эту свободу┘

Теперь, по прошествии значительного периода (в том числе и политического и идеологического), "страсти", судя по всему, улеглись. Из тех, первых, инициатив остались только наиболее крепкие и идеологически определенные. Так, в работе зимней общецерковной богословской конференции участвовали как представители считающегося консервативным Свято-Тихоновского института, так и вполне либерального Библейско-богословского института┘ И сам факт соединения в одном пространстве различных по "направлению" и статусу православных учреждений говорит о том, что официальная Церковь приняла тех, кто выжил (опираясь на некоторую церковно-общественную потребность), и готова работать со всеми, отрицающими или не допускающими "антицерковный экстремизм"┘

...А кто-то постоянно митингует.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
Есть, однако, определенные проблемы и вопросы. Насколько богословие, поощряемое и развиваемое "официальными структурами", может быть интеллектуально и духовно эффективным? Здесь невольно приходит на ум бердяевская ирония по поводу термина "духовенство": однокоренное со словом "дух", что значит - свобода, "ветер", свободное дыхание ("Дух дышит, идеже хощет"), оно исторически обозначает клерикальное сословие со всеми его сугубо земными ("социальными") интересами┘

Слово "богословие" в своем древнем церковном значении - это то, что относится к триадологии (учению о Боге-Троице). Сегодня "богословие" охватывает также весь спектр проблем человека - его индивидуального, социального и космического существования┘

То, что можно назвать нашим нынешним богословием, существует в поле, которое задается двумя приоритетами. С одной стороны, древние патристические темы, кульминацией которых является максималистический образ "обожения" человека и мира. С другой - попытка (скорее ситуативно-дипломатическая, поскольку концептуально жалкая) богословски рассуждать о "цивилизациях" и "жизненных стандартах".

Но, с другой стороны, парадоксальным образом тема обожения и тема цивилизации совпадают на последней глубине возможного для человека смысла. Обожение - это кульминация отношений человека и Бога. Цивилизация - способ людей относиться друг к другу.

Бог действительно максималист. Он предлагает не временные и промежуточные (на пути к смерти) способы жизни, но предельные - равные смерти по интенсивности переживания. Бог действительно требует всего человека - как требует всего человека любовь. Но Бог не только требует, предписывает и заповедует - Бог и снисходит к человеческой обыденности.

Евангельский парадокс можно описать этой оппозицией: Бог против обыденности, обычая, обывательщины, но Он же Сам входит в эту приземленность бытования в мире сем, Сам разделяет суету человеческой жизни, оставаясь в то же время вне существа здешней "суеты сует".

И, наверное, именно максимализм Бога - "максимализм" Его нетварного бытия и соответствующий максимализм Его требования к человеку - и есть источник Его максимального снисхождения к посюсторонности человеческого бытия. Только большая любовь способна на жертву (жертву собой) - она жертвенна по определению. И только большая любовь имеет подлинную власть - потому что это власть отдавать себя во имя (как это ни банально звучит) общего блага.

Цивилизация есть способность реализовывать стремление к общему благу. В возможной мере. Цивилизация прагматична, но одновременно предельно идеалистична: это действительное осуществление жертвенности, уступки другому, готовности бандиту отвечать не по-бандитски. Цивилизация существовала и до Христа, но после Христова пришествия в мир она стала христианской. Не потому, что Христос принес в мир цивилизации что-то существенно новое, но потому, что Он выявил, подчеркнул и утвердил то, что является человеческим в человеке. Санкционировал это со Своей, максималистской, "точки зрения". Санкционировал не обычную земную власть, не силу насилия, но силу такого идеала, который, с Божией помощью, может быть реализован в человеческом существовании. С помощью "обожения" - синергии человека и Бога, синергии" человека перстного, обыденного и земного с тем же человеком "по образу Божию.

Христианство не вписывается в мир, потому что христианство "учредил" в мире Сам Бог. И это знает мир, который через христианство и посредством христианства борется с Богом - по образу ветхозаветного Иакова-Израиля. Сколько раз мир пытался самоутвердиться с Богом без Бога. Сколько раз мир пытался обмануть и себя и Бога и устроиться в обыденности своего временного существования. Привязать Бога к своей исторической эпохе, к своей культуре. Уладить отношения между сословиями и установить - с помощью христианства - желанное "общественное согласие". Привести в гармонию имущественные отношения: богатые остаются богатыми, но подкармливают бедных (благотворят им).

Мир, вынужденный принять христианство, которое победило его верою отдельных людей, поклонился Христу, признал свое поражение - и предложил Ему себя полностью, целиком. Мир предложил Христу самое свое существо - свою власть, чтобы этой земной властью покорять все и вся Богу. Мир хотел отдать Богу самое важной и дорогое - но по-мирскому: он нарек Христа Пантократором - вседержителем и всевластителем. Но мир, понимаемый в отрицательном смысле этого слова - как "суета сует", как суета здешней власти, - это то, чем не осквернился Христос, придя в мир. Этот мир (а согласно святоотеческому пониманию, мир - это то, что в человеке, его греховные страсти, его духовное тление) есть враг и противник Христов: "В мире скорбны будете, но Я победил мир".

Самая главная богословская тема сегодня - это тема власти. Она объединяет в одно смысловое целое и тему обожения, и тему цивилизации.

Как властвует Бог? Как властвовать в этом мире от лица Бога? Каково христианское, евангельское понимания власти и, соответственно, как относиться христианам к феномену и факту обычной человеческой власти - власти одних людей над другими?

И вторая, оборотная, сторона темы власти - свобода. Что такое свобода в христианском понимании: свобода от греха или свобода осуществлять любовь, жертвуя собой и своим? Свобода моего пребывания в Истине или готовность и способность уважать другого, воздерживаться от физического и духовного насилия над ним?

Тема власти является центральной, ключевой для христианского богословия не только по существу, но и потому, что это сегодня главная "цивилизационная" и общественная тема. Сегодня мы являемся свидетелями рождения новых форм власти, причем этот процесс опережает способность ученых и философов осмыслить и описать его в фундаментальных трудах. Все старые европейские схемы о власти и свободе рушатся на глазах. Власть наступает на нас с новыми средствами, с новой энергией, с новым антихристианским пафосом. Старый европейский гуманизм, который, отвергнув Христа, тем не менее питался именно христианством, сегодня превратился в дряхлого старика, сентенции которого воспринимаются как старческое слабоумие. Идеологии давно не работают.

Для христианства, для Церкви это - кайрос, время благоприятное и время решений. Время новой миссии - не религиозной, не "конфессиональной", но человеческой и цивилизационной. Еще апостат и безбожник Хайдеггер говорил (теперь мы уже говорим "еще"): "Только Бог еще может нас спасти".

Церковь (имею в виду эмпирическую, здешнюю, "эту" церковь) рискует провалиться между патристическими штудиями и новыми попытками уцепиться за мирскую власть. Между темой обожения и темой цивилизации. Церковному сознанию угрожает полная победа шизофрении - раздвоение на индивидуальную аскезу и политическое псевдовлияние. Предотвратить это раздвоение может только богословие власти и соответственно свободы.

Было бы наивным призывать к тому, чтобы наконец-то в церкви утвердилась "власть любви" (хотя богословски это выражение о. Николая Афанасьева абсолютно точно). Но можно "быть реалистами и требовать невозможного" - чтобы церковная власть поставила в повестку своей богословской работы тему о власти - и в том числе о собственной власти в церкви. Это экклезиологическая, а значит, и богословская, тема. И тогда естественно, законно возникнет и тема свободы - не "пафосно", не "модернистски", а логично, поскольку власть - это то, что подавляет свободу. А Бог - дает свободу, требует свободы, учит свободе. Тема свободы "органически" связана с темой власти, иначе она порождает только "спекуляции".

Папа Римский совершает обряд омовения ног. Наши архиереи в Прощеное воскресенье совершают земной поклон перед прихожанами. Но это - не более чем знаки смирения. В обычное время церковные владыки осуществляют власть, а их паства ищет власти над собой. Власть нужна и начальствующим, и подчиненным. Все жаждут власти. Власть - универсальный "ключ к жизни". И так же люди понимают Бога и Христа Его. Но Бог не властвует в здешнем, земном смысле.

Бог открывает возможность приобщиться к Истине без власти. К Истине, в которой свобода - не коррелят власти, не ее соперница, но состояние освобожденного естества - стояние в истине.

В Боге нет ни власти, ни свободы в нашем, посюстороннем, греховном смысле. Но на пути к Богу мы сталкиваемся с этими "экзистенциалами" нашего существования. И Бог призывает нас видеть их с точки зрения Царства Бога - с точки зрения их устранения и преодоления. И поэтому задача Церкви в том, чтобы этот ракурс, этот взгляд присутствовал в человеческой жизни. Чтобы помимо жизни, построенной на власти, и помимо власти, властно подчиняющей себе жизнь, человек мог видеть и чувствовать возможность иного способа бытия, иного устроения, когда властвует и побеждает Распятый Богочеловек, Христос, по Божеству Своему - Творец неба и земли.

Богословская проблема власти является ключевой и потому, что, только осознав ее, Церковь, то есть сообщество христиан, становится Церковью - продолжением слова и дела Христа, Его "телом" в этом мире. Христос предлагает иную власть, иную свободу, иную политику, иную цивилизацию - по сравнению с традиционными. Но то, что Он предлагает, не может быть осуществлено в этом эоне - в условиях тления и смерти. Христово Царство может быть осуществлено только в личном и межличностном опыте, в тех условиях, где нет и не может быть того самого "экзистенциального" отчуждения. И "местом", где этот опыт становится реальностью, является Церковь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

"Город идей" помогает сделать Москву столицей спорта

Татьяна Астафьева

На интернет-платформе ждут инициатив от горожан, стремящихся к активному образу жизни

0
195
Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Каждый шестой житель России опасается ухудшений в экономике

Михаил Сергеев

Позитивных изменений в материальной сфере ожидают все меньше россиян

0
278
Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Минюст надеется призвать в присяжные больше пенсионеров

Екатерина Трифонова

Выплаты "народным судьям" не станут привлекательными

0
243
"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

"Президентские наблюдатели" взялись за дюжину регионов

Дарья Гармоненко

Мониторинговая рабочая группа подсказывает, где ожидаются сложные выборы

0
242

Другие новости