0
7195
Газета История Печатная версия

14.04.2020 15:19:00

Самоизоляция и тайные христиане

Как в Стране восходящего солнца пытались искоренить католицизм

Тэги: япония, христианство, запрет, бунт, самураи, католичесткая церковь, иезуиты, верующие


7-16-1350.jpg
Падение замка Хара ознаменовало разгром
христианства в средневековой Японии.
Неизвестный художник. Штурм
правительственными войсками цитадели
повстанцев, замка Хара. XVIII век
37 тыс. казненных, запрет на въезд иностранцев и массовые гонения на христиан в Японии – таков итог Симабарского восстания, которое завершилось 15 апреля 1638 года полным поражением мятежников. Бунт начался в феодальном княжестве Симабара, расположенном на японском острове Кюсю. Эта земля считалась одним из оплотов католицизма в Стране восходящего солнца. Сюда прибывали многочисленные миссионеры-иезуиты из Европы. Они успешно обращали местных жителей в христианство. Это настораживало власти страны.

В 1587 году объединитель Японии Тоётоми Хидэёси попытался запретить католическим миссионерам распространять свою веру. А в 1596 году японское правительство начало массовые гонения на христиан, которые продолжались до начала 1630-х годов. При этом к 1637 году в Симабаре уже действовали иезуитский монастырь и семинария, а количество христиан в провинции, по разным оценкам, составляло около 70 тыс. человек. Все христиане подчинялись местным феодалам, которые закрывали глаза на их вероисповедание, то есть практически игнорировали указания центральной власти, что впоследствии сделало конфликт не только религиозным, но и политическим. Более того, с 1633 года Японию сотрясали постоянные тайфуны и засухи. Народ голодал. Правительство же, вместо того чтобы помочь крестьянству, напротив, только увеличивало поборы. В итоге все это и привело к бунту.

Восстание вспыхнуло 17 декабря 1637 года. С острова Кюсю оно быстро перекинулось на остров Амакуса. Мятеж подняли не только крестьяне, к ним присоединились и ронины – деклассированные самураи. Своим духовным лидером они считали Амакуса Сиро. Сын бывшего вассала рода Кониси, после принятия христианства он взял имя Иероним. Сторонники называли его «четвертым сыном Неба», пришествие которого предсказал Франциск Ксавьер, первый католический миссионер в Японии. Люди также утверждали, что к юноше прилетали и садились на руку птицы, он мог ходить по воде и извергать изо рта огонь. Все это дало повод провозгласить Амакуса Мессией, хотя сам 16-летний юноша никогда себя так не называл.

Тогдашний правитель Нагасаки Тэрадзава Хиротака послал против восставших 3 тыс. самураев, однако этот отряд был разгромлен бунтовщиками. Главным форпостом восставших стал замок Хара, который мятежники украсили христианскими знаменами. Несколько месяцев они держали оборону. Однако власти Японии со всех концов страны присылали к крепости вооруженных воинов, которые обстреливали стены из пушек. А поскольку замок был расположен на берегу моря, то армия сегуната обратилась за помощью к проходившему мимо голландскому кораблю «Де Рюп». Судно несколько раз выпустило ядра по крепости и нанесло ей значительный ущерб. Но после того как голландцы потеряли двоих матросов, они вынуждены были отступить.

К 10 марта против 30 тыс. осажденных крестьян выступило 200-тысячное правительственное войско. В замке заканчивались продовольствие и боеприпасы, а многочисленные попытки вылазок не увенчались успехом. Штурм крепости начался 12 апреля. Три дня восставшие ожесточенно сражались и уничтожили более 10 тыс. воинов противника. Амакуса Сиро погиб при штурме крепости, которая была сожжена. Как и тела остальных бунтовщиков, тело «японского Мессии» обезглавили и голову отправили в Нагасаки. Там она была выставлена на пике как предупреждение всем тем, кто сочувствовал христианам.

Последствия Симабарского восстания на многие годы определили политику тогдашней Японии. Были прерваны отношения с такими морскими державами, как Португалия и Голландия. По всей стране казнили не только христиан, но и тех, кто побывал в зарубежных странах.

Под страхом смерти было запрещено христианство. Однако искоренить веру японскому правительству полностью так и не удалось. Нашлись те, кто во что бы то ни стало решил сохранить свою приверженность Христу. Это породило уникальное течение какурэ-киристиан – «тайное христианство», когда стали маскировать свою веру буддийскими обрядами. Например, совершая в буддийском храме молитвы богине милосердия Каннон, многие из последователей Франциска Ксавьера отождествляли ее образ с Девой Марией.

Потомки какурэ-киристиан воссоединились с Католической церковью лишь в середине XIX века, когда в Японии закончилась эпоха самоизоляции, а власти вновь разрешили христианство. Впрочем, сегодня «какурэ-киристианами» себя называют и те общины, которые продолжают исповедовать христианско-буддийский синкретизм и отказываются подчиняться официальному духовенству.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Сэнсэй-заика

Сэнсэй-заика

Вера Бройде

Непростые уроки японского

0
326
Япония открыта для россиян

Япония открыта для россиян

Василий Матвеев

Культурные и образовательные обмены выгодны народам двух стран даже в сложные времена

0
2494
Тбилиси встал на защиту традиционных ценностей

Тбилиси встал на защиту традиционных ценностей

Артур Аваков

Оппозиция обвиняет "Грузинскую мечту" в антиевропейских взглядах

0
2626
Белоруссия вступила в санкционную войну с Литвой

Белоруссия вступила в санкционную войну с Литвой

Дмитрий Тараторин

Минск наложил запрет на импорт ряда товаров из недружественной страны

0
3104

Другие новости