0
2038
Газета Люди и положения Интернет-версия

12.04.2013 00:01:00

Московский снег в теплых Афинах

Тэги: театр, греция


театр, греция В спектакле страсти разворачиваются в заснеженном Летнем саду. Фото с сайта театра им. Вахтангова

Выступать с гастролями за рубежом – всегда приключение для театра, выступать в Афинах, где родилось само искусство театра, – приключение вдвойне. Театр им. Евг. Вахтангова был приглашен в Афины со спектаклем «Маскарад», который два дня играли в зале «Бадминтон», бывшем олимпийском объекте, выстроенном в 2004 году для летних XXVIII Олимпийских игр. Предприимчивая американская пара Михалис и Ванесса Адам выкупила этот спортивный зал на 25 лет. После реконструкции с 2007 года здесь все готово для показа спектаклей, шоу и концертов, которые теперь привозят со всего мира. 
Играть в зале на 2000 мест непросто, но вахтанговцы были готовы – в прошлом году они уже показывали здесь «Дядю Ваню». О гастролях на следующий год уже прошли переговоры с худруком театра Римасом Туминасом и директором Кириллом Кроком, но название спектакля пока держится в секрете. Греческая сторона всегда принимает щедро – устроители, например, пошли на то, чтобы приехали два состава исполнителей. До Театра им Евг. Вахтангова в «Бадминтоне» выступал Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, и МХТ им. А.П. Чехова. Их приглашала куратор при американских менеджерах русская по происхождению Марианна Коцлова. Кроме нее русских в Греции немало, в том числе тех, кто готов ходить на гастрольные спектакли, несмотря на то, что стоят они в два-три раза дороже, чем представления греческих театров.
Когда-то на склонах холмов именно театр объединял греческий полис. Театр Диониса у подножья Акрополя вмещал до 17 тыс. зрителей – мечта любого продюсера. Правда, власти платили гражданам за то, чтобы они присутствовали на Дионисиях, – мечта любого директора и худрука. Перед вахтанговцами стояла задача взять зал поменьше. В «Бадминтоне» оставили только тысячу мест, потому что смотреть из последних рядов этого огромного амфитеатра драматический спектакль трудно. Однако зрителей все равно набилось больше, греков и русских в равных долях. 
На первой репетиции актеры пробовали приспособить голос, освоить сцену. Сразу было слышно Евгения Князева, Лидию Вележеву, Юрия Шлыкова. Римас Туминас не прогонял полностью спектакль, берег силы актеров. Был немногословен в напутствии: «Много вас, нет Лермонтова. Забудьте о себе». В этот день на Афины обрушился ливень, размыло часть дорог. Жители говорили, что такого сокрушительного дождя не было лет 25. Но на спектакль это не повлияло – вахтанговцы привезли в Афины не дождь, а снег.  
В Афинах плюс 20, а на сцене, как только открылся занавес, – заснеженное пространство, русская зима и театр с совсем другим климатом. Действие Туминас перенес в Летний сад зимой, холодно даже одинокой скульптуре обнаженной мраморной девы на постаменте. К холоду добавлено чувство тревоги. То угрожающе пройдет по аллее стая картежников под предводительством Неизвестного Юрия Шлыкова – славянского Дона Карлеоне. То дрожащая то ли от озноба, то ли от страха стайка барышень проскользнет по  припорошенному снегом саду. То Слуга, человек зимы (Олег Лопухов, Виктор Добронравов), устроит игру со снегом, льдом, прорубью, превратив все это в веселую забаву.  Евгений Князев с первых сцен берет быка за рога. Не делая никаких поправок на то, что спектакль идет с титрами, он прибавляет в речи своего героя четкой ясности, как, впрочем, и Лидия Вележева, играющая баронессу Штраль. По-разному расходуя свой темперамент, Князев мягко и незаметно, Вележева открыто и откровенно, но актеры сразу подчиняют зал. 
Греки в антракте говорили, что настолько все понятно, что перевод и не нужен. Отмечали фантазию режиссера, его щедрую визуальную изобразительность и греческие актеры, приглашенные на спектакль, – титулованный в Греции актер Янис Воглиос и его молодой коллега Стелиос Маилос. Янис вспомнил о гастролях вахтанговцев в Греции в 1964 году,  их спектакль «Идиот», отметил, что работы этого театра – всегда своего рода сюрприз. Среди зрителей был и режиссер Стеахис Ливасипос, ученик нашей режиссерской школы, получивший образование в ГИТИСе и прекрасно говорящий по-русски. Он сам ставил в Греции «Маскарад», первым инициировал перевод текста Лермонтова на греческий и теперь пришел смотреть спектакль, который также произвел на него впечатление точностью формы. Он так резюмировал свое суждение: «Я необъективный человек. Очень соскучился по русскому духу». И русский дух оставался в бывшем спортивном зале еще на одном спектакле и на банкете, который организовало в том же «Бадминтоне» для участников и гостей русское посольство в Греции.  

Афины–Москва

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
616
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
542
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
649
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
455

Другие новости