0
2501
Газета Люди и положения Интернет-версия

24.01.2014 00:01:00

Естественный отбор


Президент BRAFA уверен в будущем ярмарки. Фото пресс-службы BRAFA

Одна из старейших мировых ярмарок искусства Brussels Antiques and Fine Art Fair (BRAFA) пройдет в Брюсселе с 25 января по 2 февраля. Перед ее открытием президент Харольд Т'КИНТ ДЕ РООДЕНБЕКЕ рассказал корреспонденту «НГ» Олегу КРАСНОВУ об истории смотра, ценах, подделках и топовых произведениях.

– Как зарождалась ярмарка и что она представляет собой сегодня?

– В этом году BRAFA пройдет уже в 59-й раз, а начиналась она тогда, когда не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров. Ее инициировала в 1955 году группа бельгийских антикваров, усилиями которых первый салон антиквариата прошел в сердце Брюсселя в старинном особняке времен ар-деко на авеню Луизы. Позже ярмарка базировалась во Дворце изящных искусств, а в 2004 году переехала в роскошное индустриальное здание Tour&Taxis работы Ван Хумбика начала прошлого века, с огромными площадями и удобным паркингом. В этом отношении и Лондон и Париж нам завидуют – у них такого гигантского здания в центре города просто нет. Расширение пространства дало возможность приглашать больше галерей и соответственно расширять спектр произведений искусства: вместо 40–50 участников в первые годы сегодня у нас более 130 галерей из Европы, Азии и США. В этом году у ярмарки будет и совершенно новый полиграфический дизайн, и дизайн внутренних интерьеров, а также новый очень удобный сайт (в том числе на русском языке) и мобильные приложения.  

– Вкусы покупателей меняются? Адаптируется ли к запросам ярмарка?

– Ярмарка развивается по дарвиновской теории. Это естественный отбор. Какие-то виды искусства исчезают, появляются новые области. Несмотря на то, что BRAFA считается ярмаркой антиквариата, на стендах галерей сейчас можно найти и лучшие образцы современного искусства и дизайна. Никаких ограничений на возраст произведений искусства нет.  Есть лишь одно условие для представления работ ныне живущих художников: автор должен быть с мировым именем и экспонироваться в музеях.

В этом сезоне у нас будет специальный гость – Королевский музей Центральной Африки со своей экспозицией. 

Знаю, что примитивное африканское искусство не слишком популярно в России, но, думаю, выставка даст посетителям представление о том, насколько велика его роль в мировой истории искусства. В особенности его влияние на искусство XX века. Будет очень сильная секция археологии, мебели и декоративно-прикладного искусства прошлого века, а также комиксов, где будет выставлена, в частности, одна из четырех живописных работ великого Эрже, находящихся вне музейных стен.

– Музеи покупают на ярмарке?

– Конечно, музейщики приезжают в Брюссель со всего мира и делают покупки. Например, в прошлом году для своей коллекции скульптуру XIX века купил парижский Музей д'Орсэ. Также парижский Petit Palais покупал здесь крупный гобелен «Туалет Венеры», созданный в 1700 году; гентский Музей дизайна приобретал произведение Дино Мартенса; один из американских музеев – египетскую статую жреца VI века до нашей эры… Постоянным клиентом ярмарки является бельгийская королевская семья. 

– Есть ли у ярмарки экспертный совет, который контролирует качество выставленных предметов?

– Естественно, как и на всякой статусной ярмарке. Есть и административный совет, который рассматривает заявки от галерей и отбирает тех, чей уровень соответствует статусу смотра. Существуют и объективные критерии: например, мы всегда запрашиваем досье  галереи, где указывается год создания, специализация, в каких других ярмарках участвовала и образцы произведений. Что касается экспертизы произведений на стендах, то для этого есть и представительский экспертный совет. Он делится по специализациям в различных областях искусства, и в каждую группу входят по несколько человек, считающихся лучшими в своем сегменте. К участию приглашаются эксперты со всего мира. В течение двух дней до открытия они осматривают работы на стендах и оценивают качество произведений, степень реставрации и подлинность.

Почти 60 лет ярмарка антиквариата BRAFA пользуется заслуженным успехом у коллекционеров со всего мира.    Фото пресс-службы BRAFA
Почти 60 лет ярмарка антиквариата BRAFA пользуется заслуженным успехом у коллекционеров со всего мира.    Фото пресс-службы BRAFA

– Были ли случаи, когда работы снимаются с продажи?

– Это всегда происходит. Нельзя сказать, что это большой процент, но такие случаи бывают, ведь мы должны гарантировать подлинность купленных вещей. Это может случиться и когда нет достаточного количества документов для произведения. Взять, например, картину Хуана Миро. Если не хватает бумаг, подтверждающих провенанс, или нет сертификата Фонда Миро, то экспертный совет просто запретит выставлять работу.

Особое внимание эксперты уделяют и экспликациям: четкости даты, атрибуции (должно быть непременно указано, создана картина самим художником или в его мастерской и т.д.), указаний о реставрации.

– По вашему опыту, в каких областях труднее всего обнаружить подделки?

– Самые сложные для экспертизы области – археология и примитивное искусство. И если вы хотите приобрести что-то из объектов этих эпох, лучше все-таки обращаться к известным и проверенным антикварам и избегать покупок в молодых и маленьких галереях. У нас таких проблем не было, потому что участвуют только топовые галереи.

– В каком ценовом диапазоне работает ярмарка? Может ли начинающий коллекционер найти что-то интересное?

– Не могу сказать сейчас обо всех стендах, но если взять мою галерею, то можно найти рисунки и даже живопись, начиная от одной тысячи евро. Например, я буду выставлять рисунок знаменитого сюрреалиста Поля Дельво с акварельными фрагментами менее чем за 10 тысяч. 

В целом же на бюджет до 10 тысяч евро на ярмарке можно найти отличные вещи в разделах археологии и примитивного искусства, и даже мебель и графику известных мастеров модерна. Будут на BRAFA, конечно, и работы высочайшего класса с ценниками в несколько миллионов.  

– Что входит в число топовых произведений нынешней ярмарки?

– В мебельной секции это  комод со шпоном, инкрустацией из ценных пород дерева и мраморной столешницей XVIII века работы Кристофа Вольффа в Galerie Jean-Baptiste Fabre, буфет в форме скрипки Эжена Принца в Galerie Willy Huybrechts, бронзовый комод «Галюша» 2013 года дизайна Ингрид Донат в Galerie Carpenter's Workshop и многие другие вещи.

В живописной секции также будет выставлена масса произведений – от средневековых алтарей до работ наших современников. Например, Boon gallery выставят «Моник в шляпке» Кеса ван Донгена, Galerie Tamenaga – гуашь «Материнство» Шагала, а Kunstberatung Zurich AG – картину Питера Брейгеля младшего «Уплата подати».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1114
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3029
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1710
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2058

Другие новости