0
3894
Газета Кино Интернет-версия

07.04.2013 23:40:00

Вспышки на солнце

Тэги: кино, тарковский


кино, тарковский

В 1988 году в воспоминаниях об Андрее Тарковском актер Юрий Назаров писал: «Каждый, кому доводилось встречаться с Андреем Арсеньевичем, знает своего Тарковского». Эта простая формула очень точно описывает прошедшие со 2 по 5 апреля вторые международные междисциплинарные научные чтения «Андрей Тарковский. Контекст 2013». Да и не только их, а вообще долгие и сложные отношения режиссера со зрителем - с каждым по отдельности.

Картинами Тарковского восхищаются больше пятидесяти лет, но, особенно в последнее время, часто задаются вопросом: «А почему он?». Контекст 2013 года - это та среда, которая должна была повлиять на исследования, сформировать в них ответ на вопрос преподавателей ВГИКа или поклонников кино, которых интересует, в чем причина такой любви к режиссеру «Зеркала» и «Андрея Рублева».

Ответа, конечно же, нет, да и ищут его, кажется, все не там. Находят близость его творчества с произведениями Достоевского, Ницше, анализируют с позиции словенского философа Славоя Жижека, большого поклонника Фрейда и Лакана, находят полемику на уровне образов с картинами Ламориса, Эйзенштейна и Ромма. И все равно целостная картина не складывается, возникают только какие-то новые обрывки, вспышки на солнце. Вспоминаются слова Тарковского о Бахе, записанные композитором Эдуардом Артемьевым: «Любое определение, когда дело касается настоящего искусства, такого мощного таланта, какой был у Баха, бессильно и ничего не решает, ибо музыка Баха дает непосредственный импульс в твою душу, и ты его чувствуешь».

То, что чувствуешь, нередко трудно передать словами. Даже Юрий Норштейн, замечательно рассуждающий о поиске кадра или мизансцены в мультфильме, говоря о режиссере переходил к каким-то обобщениям, предполагал, не находил слов, призывал посмотреть финальную сцену «Жертвоприношения». Вообще, этот фрагмент он должен был проанализировать в небольшом смотровом зале Библиотеки имени Сергея Эйзенштейна, как когда-то уже делал по просьбе журнала «Искусство кино». Норштейн свой текст перечитал, сказал, что сейчас он хуже подготовлен, чем тогда, и стал отвечать на вопросы об искусстве вообще и творчестве Тарковского в частности. В заключение показали тот самый фрагмент из «Жертвоприношения». Больше вопросов, кажется, не было.

На чтениях можно было слышать и видеть разных лекторов: читающих с листа, легко общающихся с аудиторией или выступающих с акцентом, из-за которого восприятие речи на слух изрядно осложнялось. Одним из ярчайших ораторов был сценарист Юрий Арабов, представлявший фильм «Одинокий голос человека» через день после получения «Ники» за сценарий к «Фаусту». Он пошутил, что у Тарковского такой награды не было, вспомнил, как шла работа с Александром Сокуровым над картиной по Платонову, как он любил «Зеркало» и «Андрея Рублева» (к последнему сейчас немного охладел). Рассказал и про единственную встречу с кумиром, когда они с Сокуровым устроили для Тарковского показ «Одинокого голоса», чтобы спасти ленту, которую хотели смыть. В рассказе Арабова столкнулись миф о режиссере, ожидание от встречи с ним и реальность. Франт, гений и человек с руками мастерового.

Три дня научных чтений закономерно завершились в день рождения Андрея Тарковского, а 5 апреля участники мероприятия уже поехали в Юрьевец. Все это время шел разговор «о Тарковском, Тарковском, Тарковском», как записал в дневнике во время московских гастролей с Питером Бруком шведский актер Эрланд Юсефсон. В России, кажется, уже больше двадцати лет ни о ком кроме него и не говорят. И каждый – о своем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1539
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3954
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2193
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2471

Другие новости