0
30354
Газета Кино Интернет-версия

09.02.2015 00:01:00

Российские фильмы срывают зрительский банк

Тэги: берлинале, россия, кино, 14, зайцев, пионерыгерои, кудряшова, чайки, манжеева


берлинале, россия, кино, 14+, зайцев, пионеры-герои, кудряшова, чайки, манжеева Гламурную молодежь мучают фантомы из детства. Кадр из фильма «Пионеры-герои»

В первую неделю Берлинского кинофестиваля зрители смогли увидеть три российских фильма, представленных вне конкурса. Отметим, что отечественные картины попали почти во все престижные параллельные программы: «Панораму», «Форум» и Generation, посвященную кино о детях и подростках.  

Подростков в своем фильме «14+» изучает режиссер Андрей Зайцев через призму первой любви и сопутствующих переживаний. Застенчивый мальчик Леша (Глеб Калюжный) живет с мамой-неврастеничкой (Ольга Озоллапиня), которая отчаянно пытается наладить личную жизнь и одновременно неуклюже рассказать сыну о пестиках и тычинках. Мальчик делает музыку погромче – все необходимое проще найти в Интернете, там же проще узнать все о понравившейся девочке, заговорить с которой не хватает смелости. Вика (Ульяна Васькович) – королева школы и нравится местному хулигану Волкову (Алексей Филимонов). Первая любовь в этом случае заканчивается хеппи-эндом, хотя на пути к этому Леша набивает пару шишек, вполне реальных. Впрочем, сложно говорить о реальности применимо к фильму Зайцева – действие происходит в наши дни, но, кажется, в какой-то параллельной вселенной. Здесь на школьной дискотеке в 2013 году танцуют под хиты 90-х, целуются под «Зеленоглазое такси» Боярского, бегают от карикатурных гопников и живут в комнатах с коврами на стенах. При этом общение происходит, как нынче принято, в соцсетях, где мальчики назначают свидания девочкам, посмотрев сотни выложенных ими селфи. Слабо сыгранная и в целом наигранная история, которой не хватает ни сложности, ни юношеского отчаяния, ни в целом глубины – этакий микс из стереотипов и поблекших воспоминаний самого Андрея Зайцева, давно вышедшего из подросткового возраста и не заглянувшего туда еще разок даже ради фильма. Режиссер наполняет картину узнаваемыми деталями и цитатами, но неловкими и откровенно смешными вроде плаката с Бодровым-младшим из фильма «Брат», который главный герой описывает как «и комедию, и боевик, где герой помогает бездомным». Самое печальное, что режиссер, кажется, вовсе не пытается быть ироничным – все предельно серьезно, как связанный мамой-неврастеничкой серый свитер, точь-в-точь как у Данилы Багрова.

Фильм Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои», попавший в берлинскую «Панораму», по аналогии с фильмом Зайцева мог бы называться «30+» – он в каком-то смысле тоже о взрослении. Герои – этакое российское потерянное поколение, детство которого пришлось на распад СССР и перестройку. Бывшие одноклассники Андрей (Алексей Митин), Катя (Дарья Мороз) и Оля (сама Наталья Кудряшова), перебравшись из родного города в Москву, неплохо приспособились к новому миру. Актриса, пиарщица и аналитик, обеспеченные и беззаботные, они тем не менее пребывают в перманентной депрессии, которую заливают дорогим алкоголем. То и дело флешбэками всплывают воспоминания о детстве – том, где в ожидании посвящения в пионеры каждый из них мечтал о героических подвигах и великом будущем. Вполне ожидаемый, хоть и небезынтересный взгляд на поколение тех, кому сейчас от 30 до 40, – не такой смелый, как, например, в фильме «Интимные места», но зато наполненный психоделическими, почти линчевскими, снами и видениями. Здесь оживают портреты реальных пионеров-героев, зловеще нависают здания в стиле сталинского ампира, коридоры милицейского участка превращаются в кафкианские лабиринты.

Третий и, пожалуй, самый сильный на данный момент российский фильм на Берлинале – как ни странно, дебют. Свою первую ленту – «Чайки» – режиссер Элла Манжеева снимала в родной Калмыкии на фоне по-своему экзотических, по крайней мере для жителей средней полосы, пейзажей разворачивается история, насквозь пронизанная древними традициями и поверьями. Это во многом спасает не самый сильный сюжет о семье рыбака-контрабандиста, а непрофессиональные актеры неожиданно лишь добавляют убедительности. В главной роли – дебютантка Евгения Манджиева, модельной внешности уроженка Калмыкии, играет чужую, будто упавшую с неба в дом простой семьи инопланетянку. Как иначе объяснить охватившую ее, любимую жену, уважаемого преподавателя, невестку, подругу, тоску? Причина не в неудачах учеников или зависти к благополучию подруг, даже не в возникающем между строк чувству к заехавшему погостить из Москвы брату мужа (Евгений Сангаджиев) – а в необъяснимой невыносимости бытия, свойственной каждому второму от Москвы до Элисты.

 Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миру нужен сбалансированный энергопереход

Миру нужен сбалансированный энергопереход

Елена Крапчатова

Эксперты поддержали выводы, прозвучавшие в докладе главы «Роснефти» на ПМЭФ-2025

0
223
Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Дарья Гармоненко

В политически сложные регионы отправят общественную мониторинговую группу

0
346
Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Иван Родин

Профессиональной корпорации предстоит пережить расширение рядов и усиление госконтроля

0
395
Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На XIX съезде партии красные дадут бой белым национал-патриотам

0
343

Другие новости