0
24776
Газета Кино Интернет-версия

02.04.2015 00:01:00

Президента киноакадемии Кончаловского "Ника" обошла

Тэги: киноакадемия, кинопремия, ника, алексей герман, золотой орел


киноакадемия, кинопремия, ника, алексей герман, золотой орел Две «Ники» в руках, еще пять – за кадром. Фото РИА Новости

 В России, как известно, целых две киноакадемии. Одна, михалковская, вручает «Золотого орла», вторая – учрежденную Юлием Гусманом «Нику». Каждая премия издавна претендует на звание главной национальной, а потому конфликт интересов неизбежен – несмотря на почти идентичный состав киноакадемиков, побеждают разные фильмы. 

В этом году интригу создавали поочередные отказы от номинаций тех или иных режиссеров: «Трудно быть богом» Алексея Германа, по просьбе его вдовы и соавтора Светланы Кармалиты, был исключен из лонг-листа «Золотого орла», позднее – «Солнечный удар» Никиты Михалкова (само собой, признанный на «Орле» фильмом года) был снят решением авторов со всех номинаций «Ники». Объединял обе премии в этом году разве что «Левиафан» Андрея Звягинцева, к которому «Золотой орел», впрочем, оказался благосклоннее его крылатой соперницы.

 Лучший российский фильм, получивший два десятка международных наград, «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар», на национальной премии удостоился двух скромных статуэток, и то в актерских номинациях. Роман Мадянов, сыгравший в «Левиафане» роль колоритного коррумпированного мэра, завоевал «Нику» за лучшую роль второго плана. А актрисой года второй раз подряд стала Елена Лядова, главная героиня фильма Звягинцева. Еще меньше повезло картине президента киноакадемии, учредившей «Нику» – «Белым ночам почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского. Номинированный в трех категориях фильм остался вовсе без наград – сколь скромный, в сравнении с тем же «Орлом» и победой михалковского «Солнечного удара», столь и нелогичный жест, учитывая хотя бы венецианский приз Кончаловского. Впрочем, логика и обе российские кинопремии, самые субъективные в мире, вещи несовместимые, а лучше всего происходившее на «Нике» можно передать словами песни Алексея Кортнева, которую он исполнил со сцены в самом начале церемонии: «Я офигеваю, мама».

 Эти строки стали в каком-то смысле лейтмотивом церемонии, которая в этом году проходила на сцене театра «Русская песня» под руководством Надежды Бабкиной. «Ника», как известно, подражает «Оскару», а потому все действо растягивается на добрых четыре часа и изобилует музыкальными номерами и прочими развлекательными выступлениями. Среди исполнителей этого года – сплошь «живые легенды Ретро-FM» вроде Сосо Павлиашвили, встававшего на колени и поздравлявшего проникновенной песней всех актрис, Тамары Гвердцители, Алсу и, ожидаемо, ансамбля Надежды Бабкиной.

 «На Каннском кинофестивале устраивают пышные вечеринки, на «Оскаре» гостям вручают подарки на сумму в 60 тыс. долл., а традиция «Ники» – кинокапустник», – гордо объявила со сцены одна из ведущих церемонии, актриса Светлана Иванова. Этой традиционной части церемонии было отведено добрых полчаса: авторы капустника в этом году уделили особое внимание российско-американским отношениям, санкциям и прочим аспектам внешней политики – казалось, что уморительным, в духе «Ералаша», шуткам про Обаму и Псаки не будет конца. Так же как и выступлению литовских фокусников, которым выпала честь объявлять лучшую актрису. Иллюзионисты мучили Андрея Звягинцева, выбранного «случайным человеком из зала», – режиссеру полагалось загадать карту, которая потом чудесным образом оказалась в заранее заготовленном конверте. Там же маги спрятали детское фото победительницы Елены Лядовой – к моменту объявления все окружающие уже, кажется, позабыли, зачем собрались.

 Андрею Звязинцеву на «Нике», надо сказать, досталось – не статуэток, но внимания. Карточные фокусы были цветочками, а «главный приз» ждал режиссера ближе к финалу. «Левиафан» в качестве номинанта на звание лучшего фильма представлял на сцене юморист Максим Галкин. Именно его Юлий Гусман попросил превратить наконец «депрессивное кино» в веселую кинокомедию, другими словами, переозвучить «Левиафан». На экране замелькали избранные эпизоды фильма Звягинцева, а герои, стараниями пародиста Галкина, заговорили голосами Михалкова, Жириновского, Ренаты Литвиновой, Лии Ахеджаковой, Охлобыстина и даже Путина. Посыпались якобы острые шутки про вятский квас и рашку-милашку. Сидящий в зале Андрей Звягинцев сдержанно улыбался, в особо смешных моментах прикрывая лицо рукой.

 В этом фарсе буквально потонули многие важные слова, произнесенные со сцены, и не менее важные номинации. Известно, что «Ника» часто поддерживает – в отличие от того же «Орла» –  дебюты и фестивальные картины. Так, лучшим сценарием стал «Дурак» Юрия Быкова, а лучшей актрисой второго плана – сыгравшая в этом фильме Дарья Мороз. Лучшим мультфильмом – замечательный «Мой личный лось» Леонида Шмелькова. В этом году на звание фильма года претендовало, к примеру, «Испытание» Александра Котта, получившее в итоге приз за лучшую музыку (композитор Алексей Айги), а «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой и актриса Северия Янушаускайте были номинированы как «Открытие года». Чуда, впрочем, не произошло – приз достался «Классу коррекции» Ивана И. Твердовского, для которого за последний год подобные победы на всех возможных церемониях стали традицией.

 Важное обращение направил по понятным причинам отсутствующий в Москве украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий: «Я очень надеюсь, что в ближайшем будущем «Нику» сможет получить еще один выдающий украинский режиссер Олег Сенцов». Картина Слабошпицкого «Племя» завоевала приз в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Эльдар Рязанов в своем видеообращении лаконично и трогательно поздравил актрису Лию Ахеджакову с почетным призом «За честь и достоинство». Еще одну спецнаграду – за вклад – завоевал Наум Клейман. «Я больше не директор Музея кино, – обратился он к сидящим в зале кинематографистам. – Но, пожалуйста, помогайте ему».

 «Папа бы сказал – ну сколько можно поддерживать Клеймана? Дайте уже денег. Все же тут на дорогих машинах», – в каком-то смысле пожурил академиков и других гостей «Ники» Алексей Герман-младший, получая очередной приз за фильм отца. «Трудно быть богом» Германа-старшего стал абсолютным триумфатором церемонии, победив в семи номинациях – безусловно, заслуженно, в память о выдающемся кинорежиссере, так и не дожившем до выхода своего последнего творения, но в то же время будто в благодарность за верность «Нике» и одной киноакадемии. Помимо призов за звук, костюмы, работу художника и оператора картина Германа – беспрецедентно – получила статуэтки и за лучшую режиссуру, и за лучший фильм. На сцену получать посмертные призы каждый раз поднимались сын режиссера и его супруга и соавтор Светлана Кармалита – за исключением награды за лучшую мужскую роль, которую унес Леонид Ярмольник. Актер, разволновавшись, говорил много и путано, вспоминая своего отца-военного (въезжавшего на танке в Чехословакию), Германа (снимавшего свой фильм в Чехии и шутливо грозившего всем, кто плохо работает, что танки вернутся) и сыгранного им Румату. Таких героев, по мнению Ярмольника, сегодня много, только вот договориться друг с другом они никак не могут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Пекин предлагает Москве координацию макроэкономической политики

Ольга Соловьева

Преимущества КНР сделают многие российские отрасли неконкурентоспособными

0
370
Кассационные суды нашли себе место в системе

Кассационные суды нашли себе место в системе

Екатерина Трифонова

Проверочная инстанция прислушивается к обвинителям охотнее, чем к защитникам

0
341
Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Правительства и бизнес готовы признать Китай новым глобальным лидером

Михаил Сергеев

Всемирный экономический форум оценивает ориентиры очередного пятилетнего плана КНР

0
479
В России упростят конвоирование опасных преступников

В России упростят конвоирование опасных преступников

Иван Родин

Наручники также наденут на осужденных и обвиняемых по некоторым "политическим" статьям

0
401

Другие новости