1
5151
Газета Кино Печатная версия

09.06.2020 19:07:00

Кино учится жить по новым правилам

На первом виртуальном кинорынке обсудили, каким будет производство фильмов в разных странах после эпидемии

Тэги: киноиндустрия, эпидемия, коронавирус, последствия, дискуссия

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

киноиндустрия, эпидемия, коронавирус, последствия, дискуссия Продолжение съемки некоторых остановленных проектов невозможно. Фото Pixabay

Первый виртуальный рынок российского контента Key Buyers Event: Digital Edition, организованный компанией «Роскино», открылся 8 июня несколькими панельными дискуссиями, в рамках которых кинопродюсеры из разных стран и представители национальных кинокомиссий обсудили последствия эпидемии коронавируса для индустрии кино. Известно, что с 9 июня сняты ограничения на съемки в Москве – возобновление кинопроцесса возможно при соблюдении на съемочной площадке рекомендаций Роспотребнадзора, включающих в себя обязательное измерение температуры, использование антисептиков, ношение масок, дезинфекцию помещений, а также запрет на одновременное нахождение всей группы на площадке и соответственно посменную работу цехов. Такие же меры принимаются сегодня и в других странах, постепенно выходящих из карантина. Однако предшествовавшие этому несколько месяцев вынужденной остановки кинопроизводства не могли не сказаться на индустрии.

На первой дискуссии, модератором которой выступила глава «Москино» и ответственный секретарь Московской кинокомиссии Светлана Максимченко, собравшая в формате онлайн-конференции представителей кинокомиссий из других стран, главным вопросом стали как раз условия, при которых сегодня возможно возобновление съемок. По мнению президента Международной ассоциации кинокомиссий Джесс Коноплии, главным в настоящий момент является, во-первых, обеспечение безопасности на площадках, а во-вторых, вопрос страхования убытков в связи с вынужденной приостановкой производственного процесса. Что касается безопасности, то все участники обсуждения сошлись во мнении, что новые правила поведения на съемках должны войти в привычку и стать нормой. Сроки возвращения к привычному режиму зависят от ситуации в стране. Так, в Исландии, как рассказал руководитель местной кинокомиссии Эйнар Хансон Томассон, стране с большой площадью и небольшой плотностью населения, распространение вируса сегодня почти сошло на нет, так что съемки возобновились уже несколько недель назад – в том числе и для иностранных компаний вроде Netflix, а с 15 июня границы откроют для туристов (при условии соблюдения все тех же мер безопасности). В США, напротив, только формируются инструкции от Министерства здравоохранения и проводятся заседания с представителями профсоюзов, и, по словам Джея Роуи из компании HBO, возвращение к полноценным съемкам в Америке невозможно до осени, особенно если речь идет о крупных проектах.

Что касается страхования, то государство, как заявила Коноплия, в этом вопросе не должно игнорировать киносектор: проведение съемок в той или иной стране и городе не только создает дополнительные рабочие места для местных жителей, но и приносит прибыль предприятиям сферы обслуживания, другими словами, поддерживает экономику по многим направлениям. Основатель продюсерской компании «Спутник Восток Продакшен» Александр Кессель рассказал о том, что за время карантина многие компании, финансировавшие те или иные проекты, потеряли возможность вкладывать деньги или попросту перестали существовать, что наряду с многочисленными введенными ограничениями и предосторожностями, которые увеличивают стоимость производства, попросту губит проекты.

Вопрос страхования стал одной из тем обсуждения и в рамках второй дискуссии, посвященной копродукции. Одним из участников этого обсуждения выступила французский продюсер Дидар Дамери. Франция – в настоящий момент чуть ли не единственная страна, в которой существует государственная система страхования в связи с приостановкой съемок из-за карантина. Продюсеры могут подать заявку на компенсацию, однако только в том случае, если речь идет о национальных проектах – на зарубежные съемки и копродукцию страховка пока не распространяется, но, по словам Дамери, вопрос о разработке общеевропейской системы страхования подобных ситуаций обсуждается и стоит особенно остро.

Почти все страны в настоящий момент сосредоточены на возобновлении производства национальных, локальных проектов. В том числе в связи с тем, что дистрибьюторы в период после пандемии будут делать ставку в первую очередь на крупные проекты, у которых есть больше шансов не провалиться в возобновленном кинотеатральном прокате – неизвестно, как скоро зрители смогут чувствовать себя в достаточной безопасности для походов в кино. Успех крупных релизов может в этом случае помочь дальнейшему выпуску картин меньшего масштаба, но естественный отбор неизбежен: закрывают небольшие продюсерские компании, фестивали, могут исчезнуть и некоторые типы фильмов, так как спрос будет в основном на проекты, не требующие большого бюджета, но гарантированно способные привлечь зрителя.

«Страны будут фокусироваться на национальном кино в прокате в первую очередь, зарубежным релизам будет сложнее, – рассказала «НГ» директор «Роскино» Евгения Маркова. – Но, во-первых, зарубежные релизы возможны. Во-вторых, российские проекты успешно продаются на телеканалы и VOD-платформы. В сегодняшних условиях для менее масштабных проектов онлайн-премьера привлечет более широкую аудиторию. Сегодня онлайн-кинотеатры – это новый прокат». Что касается традиционного проката, то, по словам Марковой, «все сейчас стараются ориентироваться по ситуации. Если есть крупный проект, интересный дистрибьютору для своей территории, компания заключает контракт с открытым сроком действия».

Отсутствие страхования и наличие множества бюрократических ограничений ставят под удар многие российские проекты, остановленные из-за введения карантина. Как рассказал продюсер Артем Васильев, минимум полгода понадобится на возвращение к производству нового фильма Алексея Германа – младшего, так как масштабный проект о Второй мировой войне просто не может быть осуществлен в условиях новых ограничений и правил. Это же касается фильмов, съемки которых проходят сразу в нескольких странах. Или же фильмов с актерами-детьми. Об этой проблеме говорили и продюсер Александр Кессель, и эстонский продюсер Риина Силдос – у обоих были остановлены проекты с юными артистами, которые за время карантина попросту выросли, и снимать их в той же роли не получится – придется начинать проект заново с новыми исполнителями.

Впрочем, есть и хорошие новости. Пандемия не сказалась на производстве анимации и некоторых документальных фильмов-расследований – героев, нужных для интервью, стало легче застать дома. Кроме того, интерес к российскому кино за рубежом не ослабевает.

«За последние несколько лет сборы отечественных фильмов в международном прокате выросли втрое, в 2019 году более 90 проектов вышли в зарубежных кинотеатрах. Но речь не только о кинотеатральном прокате – количество стран, где присутствует российский контент, выросло с 23 до более 120 за последние четыре года. Российские проекты успешно продаются на телеканалы и VOD-платформы. Только что во время форума Key Buyers Event объявили, что «Аванпост» отправится на крупнейшую китайскую платформу iQIYI, а сериал «Содержанки» покажут на крупном британском видеосервисе Walter Presents, принадлежащем каналу Channel 4, который также получил право первого показа на британском телевидении. Это два свежих примера, но таких сделок много и будет еще больше», – рассказала Евгения Маркова.

Участники дискуссий сошлись во мнении, что изменение социального поведения, вызванное пандемией, повлияет на кинопроцесс. Речь не только о новых санитарных нормах, но и том, что некоторые сценарии будут переписаны, чтобы сделать съемки того или иного проекта возможными. Тем не менее кризисная ситуация способствует развитию новых технологий и формированию нового подхода к съемкам. Однако сохранение социальных связей и взаимодействия разных стран, разделение рисков и общение представителей индустрии, в том числе живое, как бы ни развивались технологии, остается необходимостью. Это же, как показывает пример Key Buyers Event, касается и кинорынков.

«Рано хоронить традиционный формат – людям важна часть кинорынков, связанная с живым общением, спонтанными встречами и идеями, – считает Евгения Маркова. – Скорее всего в будущем нас ждет гибридная модель – то, что можно перенести онлайн, будет решено с помощью технологий и станет своего рода новой нормой. Но профессиональное сообщество будет по-прежнему собираться для живого общения и обмена опытом – в Каннах, Берлине, Санта-Монике… и, надеемся, в Москве». 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Выборы на фоне новой волны ковида могут поменять формат

Дарья Гармоненко

Регионы, где введено однодневное голосование, могут пересмотреть процедуру волеизъявления

0
1065
Ковидный коллективный иммунитет устремился к нулю...

Ковидный коллективный иммунитет устремился к нулю...

Анастасия Башкатова

Реальные пенсии в России перестали усыхать

0
2895
Станет ли возвращение коронавируса политической проблемой

Станет ли возвращение коронавируса политической проблемой

В обществе и без ковида появилось слишком много стрессовых факторов

0
5213
России грозит эпидемия психических и невротических расстройств

России грозит эпидемия психических и невротических расстройств

Александр Пилипенко

У многих граждан нервы на пределе, отмечают специалисты

0
3000

Другие новости