0
8694
Газета Кино Печатная версия

22.04.2025 17:56:00

Александр Яценко слушает "Легенды наших предков"

Папа с дочкой разыскивают древних духов на просторах России

Тэги: кинофестиваль, москва, ммкф, иван соснин, легенды наших предков, рецензия


кинофестиваль, москва, ммкф, иван соснин, легенды наших предков, рецензия Журналист после поездки на место старого поселения в тайге всюду видит некое лохматое существо. Кадр из фильма

На Московском международном кинофестивале показали новый фильм Ивана Соснина «Легенды наших предков». Уральский режиссер не в первый раз участвует в ММКФ – в прошлом году его «Пришельца» показывали в основном конкурсе, в этот раз новая работа представлена в секции «Русские премьеры». Мастер тихой бытовой мистики и кинопутешествий по родному краю, Соснин вновь взялся за похожую тему – тут и про отношения близких, и про историю родного края – и снял ее в формате роуд-муви, как и несколько предыдущих работ («Далекие близкие», «Юг»).

Екатеринбургский журналист Антон (Александр Яценко) думает, что сходит с ума: после поездки по заданию редакции в тайгу, где на месте умирающего поселения развернулась очередная масштабная стройка, он начал всюду видеть огромное лохматое существо (Александр Кузнецов). Создание зовет себя владыкой леса, а Антона – новым хранителем легенды о себе. Ее герою рассказала последняя жительница деревни, передав тем самым древнее знание. Владыка убеждает журналиста, что ему необходимо также спасти еще два существа, его брата и сестру, которые тоже могут вот-вот исчезнуть, так как о них помнят лишь пара стариков.

В это же время из Москвы прилетает дочка Антона, Мира (Александра Бабаскина), – с ее мамой (Марьяна Спивак) мужчина недавно разошелся, и та, забрав ребенка, уехала в Москву. Девочка тяжело переживает и расставание родителей, и переезд; отказываясь разговаривать с отцом, она только молча рисует что-то в альбоме. Но Антону все же удается убедить Миру поехать с ним в путешествие: сперва в Коми, где, как говорит владыка леса, живет его сестра Шишига (Наталья Павленкова) – местная водяная, потом аж в Ханты-Мансийск, где старушка-манси еще помнит о горном великане Нер-Ойке (Юрий Колокольников).

Трогательная, почти детская сказка – недаром часть повествования и правда относится к этому волшебному жанру, – впрочем, не оставит равнодушными и взрослых. Общее – наследие малых народов, память об исчезнувших деревнях и поселках, записанные или передаваемые устно предания – переплетается с частным, с историей отца и дочери. Видения, которые до поры до времени доступны лишь Антону – по ходу фильма за ним начинают ходить сразу три духа, – становятся метафорой непростых отношений родителя и ребенка, не требующего ничего, кроме честности. И пока он не начнет относиться с уважением к чувствам девочки, которая имеет право знать всю правду о том, что случилось между ними с ее мамой, почему ей пришлось уехать и как вообще жить дальше, она не сможет разделить с ним в полной мере этот околомистический опыт.

Не менее важной, конечно, является и сама заглавная история о легендах предков. И суть, конечно, не в конкретных персонажах – Кузнецове в лохматом костюме, Павленковой с перепончатыми ушами, 100-метровом Колокольникове, молча корчащем рожи с высоты птичьего полета, – а в целом в плачевной ситуации, связанной с утратой памяти, истории, целых народов. Отсюда – и связи с природой, которая в жизни предков играла первостепенную роль, сохранение которой является обязанностью потомков, но они ею жестоко пренебрегают. Оказывается, что миссия Антона как журналиста, которому опостылело работать на сумасбродного дядю (в роли главреда – Владимир Маркони) и писать заказные тексты, в том, чтобы использовать слово, которым он владеет, для продолжения дела сказителей из прошлого, для того чтобы научить современников ценить незримое, но окружающее со всех сторон.

Соснин вновь поразительно чутко относится к выбору натуры и к материалу, с которым работает, – от цветовой палитры до костюмов, от саундтрека до впечатляющих общих планов, дающих представление о масштабах путешествия героев и о масштабах страны, в истории которой множество развилок, неведомых тропок и не самых очевидных действующих лиц. Которые легко застроить и забыть, но кем тогда будем мы все – без прошлого невозможно будущее. 


Читайте также


Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
1723
Вдова Балабанова одела Юлию Пересильд

Вдова Балабанова одела Юлию Пересильд

Елизавета Авдошина

В Театре Наций вышла премьера "Васса" по Горькому

0
3097
Мороженщик придумал, "Как стать миллионером"

Мороженщик придумал, "Как стать миллионером"

Наталия Григорьева

Основанный на реальных событиях фильм о работяге, обыгравшем телевидение, – уже в прокате

0
2835
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2125

Другие новости