КАТАСТРОФА произошла в пятницу, 19 января, около 11 часов утра по местному времени. Вертолет Ми-8 с восемью пассажирами и четырьмя членами экипажа совершал облет армейских частей, расквартированных в Южно-Казахстанской области. На борту помимо министра обороны Казахстана генерала Сата Токпакбаева находилась группа высокопоставленных офицеров управления войсками. Инспекционная поездка была, в частности, посвящена осмотру участков, предназначенных для новой дислокации частей недавно созданного Южного военного округа.
Предположительная причина аварии - отказ техники, в результате чего экипаж не справился с управлением и Ми-8 рухнул на землю с 12-метровой высоты в тот момент, когда совершал посадку на расстоянии примерно 350 м от домов жилого микрорайона города Ленгер. Как впоследствии уточнили специалисты Минобороны Казахстана, вероятнее всего, вылетела одна из несущих лопастей, попавшая в хвостовой винт, после чего вертолет "завалился" и, задев о землю остальными лопастями, упал на бок.
Сам министр обороны, как было сообщено в официальном пресс-релизе Минобороны, "не пострадал", отделавшись легкими ушибами. К вечеру того же дня пришло сообщение о том, что Сат Токпакбаев "приступил к выполнению своих обязанностей" и "состояние его удовлетворительное". Министр даже посетил в местной больнице своих коллег, которые попали туда после катастрофы.
Гораздо меньше повезло остальным офицерам. Подполковник Жумакас Тастанбеков во время падения машины был из нее выброшен и погиб на месте. Один из офицеров попал в реанимацию с открытым переломом крестцово-поясничного отдела и ушибом головного мозга первой степени. С различными переломами костей и ушибами угодили в местный госпиталь и четверо других военнослужащих, в числе которых оказались заместитель министра обороны Руслан Амрин и командующий Южным военным округом Алимхан Джарбулов.
Это уже не первый случай, когда в воздушную аварию попадают офицеры из высшего военного руководства республики. В прошлом году из потерпевшего во время посадки катастрофу самолета Су-27 катапультировался командующий Военно-воздушными силами республики, который остался жив лишь благодаря счастливой случайности.
Что же касается вертолетов Ми-8, то после случившегося в минувшую пятницу появились сообщения о том, что машины данного типа на территории Казахстана являются, как оказалось, наиболее опасными в эксплуатации, т.е. терпят бедствие гораздо чаще, чем вертолеты других типов. Критической ситуацией в таких случаях является "потеря управления в сложных погодных условиях".
Алма-Ата