0
1517
Газета СНГ Интернет-версия

06.10.2009 00:00:00

Узбекская дорога для Афганистана

Тэги: узбекистан, афганистан


узбекистан, афганистан Железные дороги каким-то образом минули некоторые страны.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Узбекистан к 2011 году построит первую в Афганистане железную дорогу. Она свяжет населенные пункты Хайратон и Мазари-Шариф. Эта железная дорога будет играть важную внутреннюю коммуникационную функцию, а также позволит увеличить объемы перевозки грузов войск США и НАТО, действующих в Афганистане. Взявшись за ее строительство, Ташкент таким образом закрепил за собой статус основного центральноазиатского партнера США в миротворческой миссии в Афганистане.

Строительство первой железной дороги в Афганистане начнется до конца нынешнего года и будет в основном осуществляться на средства, выделяемые Азиатским банком развития (АБР), – стоимость проекта составляет 170 млн. долл., из которых только 5 млн. предоставит Кабул. По оценке экспертов, решение связать Мазари-Шариф с транспортным портом Хайратон отнюдь не случайно. Именно через Хайратон проходят почти половина импорта Афганистана и значительный объем гуманитарных грузов. А в Мазари-Шарифе США планируют разместить военную базу. Ввод в эксплуатацию железной дороги позволит значительно увеличить объемы грузовых перевозок и заодно обеспечит функциональность будущей базы.

Строительство Узбекистаном железной дороги Хайратон–Мазари-Шариф полностью соответствует внешнеполитическому курсу Ташкента. По убеждению узбекских властей, сегодня не существует решения афганской проблемы исключительно военными методами. Этот подход Ташкент подкрепляет активностью в экономике Афганистана, поставляя в эту страну электричество, участвуя в строительстве 11 мостов и ряде других, менее заметных гуманитарных акциях.

Как заметил президент Узбекистана Ислам Каримов, за восемь лет антитеррористической операции международной коалиции в Афганистане серьезных изменений не произошло. Напротив, положение афганцев ухудшилось и продолжает ухудшаться. Ислам Каримов, заинтересованный в разрядке напряженной ситуации в соседней стране, не раз предлагал восстановить работу успешно действовавшей в середине 1990-х годов под эгидой ООН контактной группы по Афганистану в формате «6+2» (Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан плюс Россия и США), а впоследствии расширить ее до формата «6+3» за счет НАТО.

При всем этом не стоит недооценивать участие Ташкента в военной компоненте антитеррористической операции НАТО: на военной базе в Термезе дислоцируется немецкая группировка, а гражданский аэропорт города Навои используется американскими военными для переброски гуманитарных грузов в Афганистан. Судя по заявлениям высокопоставленных американских военных, США застряли в Афганистане надолго. «Вашингтон будет вынужден в следующем году увеличить 62-тысячный воинский афганский контингент», – заявил на днях командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал. Существующая в регионе транспортная инфраструктура не выдерживает дополнительной нагрузки. Поэтому строительство железной дороги Хайратон–Мазари-Шариф определенно разгрузит перегруженные транспортные коммуникации в Афганистане.

Ведущий эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко активность Узбекистана в афганском направлении также объясняет острой заинтересованностью Ташкента в стабилизации обстановки – осложнения в этой неспокойной стране в любую минуту могут перекинуться в государства Центральной Азии. «До сих пор по большому счету в Афганистане присутствовали только Запад – США – и некоторые страны ЕС. Узбекистан прорвал эту «блокаду», причем со стороны экономики, и предложил конкретный альтернативный военному вариант сотрудничества с Кабулом. И, похоже, попал в точку с учетом, например, недавнего заявления секретаря Совета национальной безопасности Ирана Саида Джалили о том, что НАТО должна не танки посылать в Афганистан, а тракторы», – заявил «НГ» Малашенко. По его мнению, примеру Узбекистана могут последовать другие соседи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Миру нужен сбалансированный энергопереход

Миру нужен сбалансированный энергопереход

Елена Крапчатова

Эксперты поддержали выводы, прозвучавшие в докладе главы «Роснефти» на ПМЭФ-2025

0
292
Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Власти ожидают проблем в ходе 12 выборных кампаний

Дарья Гармоненко

В политически сложные регионы отправят общественную мониторинговую группу

0
440
Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Минюст подтвердил монополию адвокатов в судах

Иван Родин

Профессиональной корпорации предстоит пережить расширение рядов и усиление госконтроля

0
506
Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Зюганов выправляет левый курс КПРФ

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На XIX съезде партии красные дадут бой белым национал-патриотам

0
438

Другие новости