0
1971
Газета СНГ Интернет-версия

25.04.2011 00:00:00

Узбекистан выходит в Персидский залив

Тэги: узбекистан, персидский залив, транспорт


В начале этой недели в Ашхабаде министры иностранных дел Туркмении, Узбекистана, Ирана, Омана и Катара подпишут пятистороннее соглашение о создании нового международного транспортного коридора, который соединит страны Центральной Азии с портами Персидского залива. По мнению экспертов, коридор позволит странам региона получить доступ к привлекательным рынкам Персидского залива, а также дифференцировать рынок нефтепродуктов в Центральной Азии.

Проект нового транспортного маршрута, инициатором которого в октябре прошлого года выступил президент Узбекистана Ислам Каримов, создавался быстро. За полгода лидеры пяти стран не только сумели договориться о его необходимости, но и выработали таможенные, дорожные документы, разработали детали и определили средства для строительства стыков и развязок к уже имеющимся авто- и железным дорогам в странах – участницах проекта. Предполагается, что данный коридор пройдет из Узбекистана в Туркмению, далее в Иран, Оман и Катар и свяжет страны Центральной Азии с иранскими портами в Персидском и Оманском заливах. При этом двери в этот проект останутся открытыми для стран, желающих к нему присоединиться.

Поспешность, с которой реализуется проект, по мнению узбекского политолога Рафика Сайфулина, объяснима. «В проекте присутствует не столько политическая составляющая, сколько экономическая. Все страны коридора заинтересованы в получении дополнительного рынка. Государства Центральной Азии получают выход на так называемый персидский рынок, совокупный годовой импорт которого превышает 335 миллиардов долларов. Они могут поставлять туда хлопок, цветные металлы, а получать – нефтепродукты, которых в регионе, кроме Казахстана, недостаточно. Например, Иран уже готов поставлять нефть в Узбекистан», – сказал «НГ» Рафик Сайфулин. Более того, Иран надеется, что после запуска транспортного коридора увеличится и ирано-узбекский товарооборот. Как отметил посол Ирана в Узбекистане Мухаммад Кешаварзаде, «после реализации проекта товарооборот между двумя странами можно будет довести до одного миллиарда долларов».

Особое значение проекту придают в Узбекистане, государстве, не имеющем выхода к морю, а следовательно, и к основным коммуникационным линиям мирового значения, благодаря которым многие страны успешно экспортируют свою продукцию на мировые рынки. У Узбекистана в этом проекте своя роль – обладающая большим инвестиционным потенциалом свободная индустриально-экономическая зона «Навои» сможет служить основой для открытия новых направлений сотрудничества, в том числе развития транспортного коридора.

«Проект действительно неординарный, тем более что в общих чертах в нем заинтересованы и те, кто находится на Востоке по отношению к нам, и на Западе», – отметил президент Узбекистана Ислам Каримов в октябре прошлого года в ходе визита в Ашхабад. По его словам, Туркмения – центральное, связующее звено, и во многом успех реализации идеи будет зависеть от Ашхабада. Ашхабад это понимает – в частности, президент Гурбангулы Бердымухамедов пообещал, что если на пути создания транспортного коридора возникнут проблемы, то их решение Туркмения возьмет на себя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Актриса, чьим слезам поверили

Актриса, чьим слезам поверили

Вера Алентова ушла из жизни в возрасте 83 лет

0
718
Экономический рост на Украине может сократиться вдвое

Экономический рост на Украине может сократиться вдвое

Наталья Приходко

За счет внешней помощи зарплаты в стране увеличились на треть

0
1064
Сенаторы и депутаты выступили с алармистским законопроектом

Сенаторы и депутаты выступили с алармистским законопроектом

Иван Родин

Они считают, что заходы граждан в интернет требуют ужесточения системы профилактики правонарушений

0
1087
На наступление российских войск ВСУ отвечают масштабным ударом дронов

На наступление российских войск ВСУ отвечают масштабным ударом дронов

Владимир Мухин

В католическое Рождество украинские военные использовали для атаки на РФ почти 500 беспилотников

0
2028