0
13948
Газета СНГ Интернет-версия

11.07.2013 00:01:00

Автомобильная война по-соседски

Тэги: украина, экономика, конфликты, россия


украина, экономика, конфликты, россия Фото Reuters

За два дня до переговоров премьер-министров Николая Азарова и Дмитрия Медведева стало известно о намерении России ввести новые экономические санкции против Украины. Начавшаяся в сентябре прошлого года так называемая автомобильная война теперь затронет украинские отрасли, не связанные с производством и продажей автомобилей. Вместе с Россией санкции по отношению к Украине могут ввести другие страны, в первую очередь члены Таможенного союза. Но и против России возможны экономические меры со стороны Евросоюза.
Россия не обсуждала с Украиной вопрос о возможности введения экономических санкций, заявил вчера агентству УНИАН правительственный уполномоченный по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий.
   
Он отметил, что заявление о возможности введения спецпошлин на импорт из Украины шоколада, стекла и угля является элементом давления со стороны России.
А началось все с введения российской стороной утилизационного сбора на автомобили с сентября прошлого года, напомнил «НГ» экономист Киевского центра политических исследований и конфликтологии Александр Кошик. Эта мера больше всего ударила по украинским производителям, которые до тех пор беспошлинно ввозили машины в Россию. Утилизационный сбор был воспринят как разновидность ввозной пошлины с высокими ставками, из-за которых экспорт стал нерентабельным.
Украинское правительство озаботилось защитой своего производителя. Вопрос введения аналогичного российскому утилизационного сбора вызывал множество споров. С протестами и предостережениями выступали не только иностранные производители, но также официальные представители Евросоюза и Всемирной торговой организации (ВТО). «И все же Верховная Рада ровно неделю тому назад проголосовала за два закона, касающихся утилизационного сбора. Они вступят в силу через три месяца. Но с середины апреля Украина уже ввела временные, сроком на три года заградительные меры в виде специальных пошлин на импорт новых автомобилей», – рассказал «НГ» руководитель компании «Автоконсалтинг» Олег Омельницкий. Поясняя, как эти меры отразятся на цене, он отметил, что спецпошлина на бюджетный автомобиль объемом двигателя 1,6 л составляет 1200–1300 евро, а утилизационный сбор – еще 700–800 евро.
По данным Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, с мая поставки импортных автомобилей практически прекратились, поскольку их продажа стала невыгодной. Олег Омельницкий отметил: «Объективно оценить последствия введения спецпошлин пока не представляется возможным. Прошло всего три месяца, в течение которых распродавались запасы со складов. Но в целом о ситуации можно судить по тому, что, например, российский АвтоВАЗ, традиционно входивший в украинский топ-5 поставщиков, опустился на 11-ю позицию по итогам июня. Peugeot, Citroen,  Nissan, Hyundai и другие автомобили, производящиеся на предприятиях в России, существенно сократили поставки в Украину, а некоторые новые модели вообще не поступили на наш рынок».
О том, насколько существенным был удар по поставщикам, эксперты рынка предлагают судить по данным прошлого года: Южная Корея поставила автомобилей на 311 млн. долл., США – на 160 млн., Китай – почти на 100 млн., Россия – примерно на 36 млн. долл.
Подсчитывая потери из-за падения рынка, некоторые страны-поставщики собираются ввести против Украины экономические санкции. Нормы ВТО, членом которой является Украина, предполагают компенсационные механизмы. Уже сегодня на заседании Совета по торговле товарами ВТО возможен скандал: Япония заявит о протесте в связи с украинскими пошлинами на автомобили. Ее позицию, как ожидается, поддержат делегация Евросоюза, Турция, США, Россия и Южная Корея.
Месяц тому назад, зная о готовящемся скандале, украинский премьер Николай Азаров заявил, что Киев не нарушил нормы ВТО при введении защитных мер: «В условиях, когда у нас есть проблемы с внешнеторговым балансом, мы имеем право принимать такие меры. Мы не нарушили ни одного пункта, поэтому никаких оснований вводить любые санкции, а тем более компенсационные – их просто не может быть».
Тем более неожиданной стала новость о намерении российской стороны ввести экономические санкции в виде пошлин на ряд украинских товаров, поставляющихся в  Россию. Под удар попадут сахар, шоколад, некоторые виды стекла и угля. Причем предполагается, что российская сторона скоординирует свои действия с другими членами Таможенного союза – Белоруссией и Казахстаном. От этого потери для Украины будут еще ощутимее. Сообщение о готовящихся мерах появилось в СМИ накануне заседания ВТО и за два дня до встречи премьер-министров Украины и России в Сочи.
Экономист Александр Кошик отметил, что проблема, получившая в прессе название автомобильной войны, но вышедшая за рамки автомобильной отрасли, имеет две стороны. «Украина пять лет тому назад, видимо, не понимала до конца последствий вступления в ВТО, как сейчас, мне кажется, не до конца осознает последствия ожидаемого создания зоны свободной торговли с ЕС. Россия же, первой применив такую защитную меру, как утилизационный сбор, развязала торговую войну не только с Украиной. Сейчас Евросоюз рассматривает возможность введения санкций против России. Это очень серьезно», – отметил он. Эксперт считает, что в сложившейся ситуации невозможно спрогнозировать, кто выиграет, а кто проиграет: «Что касается Украины, то защита внутреннего рынка ничего не дала: за первое полугодие производство автомобилей снизилось более чем на 50%. Выиграл только наш АвтоЗАЗ. Но стоят ли его успехи возможных потерь от удара по многим отраслям экономики?»
По мнению украинских экспертов, единственный выход из запутавшейся ситуации – отменить все введенные защитные меры. «Не думаю, что это произойдет прямо на встрече премьер-министров в Сочи. И не очень верю, что это может сделать назначенный представителем Украины при Евразийской экономической комиссии Виктор Суслов. Но если на переговорах премьеров в пятницу прозвучит хотя бы политическое заявление, свидетельствующее о намерении сторон прекратить автомобильную войну, это уже будет хорошим результатом встречи и успешным началом работы Суслова», – сказал Александр Кошик.   
 Киев

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
596
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
337
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
349
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
317