0
4494
Газета СНГ Печатная версия

21.05.2014 00:01:00

Железнодорожные прожекты Бишкека

Предложения МИД Киргизии нацелены на локальные столкновения интересов России и Китая

Тэги: киргизия, мид, китай, жд, проект


киргизия, мид, китай, жд, проект Эрлан Абдылдаев отдает приоритет инфраструктурным проектам. Фото Reuters

Киргизия предложила Китаю присоединиться к проекту железной дороги Россия–Казахстан–Киргизия–Таджикистан–Афганистан–Иран. Об этом журналистам сообщил министр иностранных дел Киргизии Эрлан Абдылдаев в кулуарах заседания IV саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Шанхае. Предложение КНР в качестве потенциального партнера можно рассматривать как сигнал Москве: если Россия не станет финансировать строительство железной дороги, то это может сделать Китай, который стремительно замещает Россию в регионе.

Проект строительства магистральной железной дороги из России на берега Персидского залива впервые обсуждался на саммите ОДКБ в мае прошлого года. Предложил его президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, а поддержал таджикский коллега Эмомали Рахмон. Бишкек и Душанбе не оставляют надежды выйти из транспортного тупика, в котором очутились после развала СССР. Новая железная дорога, как утверждают в столицах этих стран, даст возможность им отправлять грузы в западном направлении по так называемому южному маршруту. Но за прошедший год перспективная идея обсуждалась лишь один раз на встрече транспортников четырех стран – России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. То есть в реальности проекта все еще нет.

Тем не менее Киргизия предложила Китаю стать участником этого виртуального проекта. «Мы хотим, чтобы Пекин присоединился к этой железной дороге своей веткой. Они готовы рассмотреть этот проект», – цитирует министра Эрлана Абдылдаева агентство 24.kg. Он подчеркнул, что в рамках проекта Киргизия намерена прежде всего решить свои собственные проблемы. «Сегодня наши товары в процессе доставки из столицы в Ош пересекают две границы – казахстанскую и узбекистанскую. Эту проблему мы тоже хотим решить и ставим вопрос о создании собственной дороги, которая связала бы север и юг нашей страны. Китайская сторона готова рассмотреть этот вариант», – сказал министр.

«Этот проект железной дороги в меридиональном направлении существует в виде вербальной идеи президентов Киргизии и Таджикистана Рахмона и Атамбаева, которую они озвучили в мае прошлого года на неформальном саммите ОДКБ в Бишкеке. К предложению отнеслись прохладно, что и понятно: почему именно ОДКБ, кто финансирует реализацию проекта, что есть, кроме идеи? Для Китая это скорее контрпроект. Китайской стороне принципиально важно строительство киргизского участка широтной дороги Кашгар–Ош–Андижан с выходом в Узбекистан, а затем в Афганистан, Туркмению, Иран, на турецкое направление, в зону Персидского залива», – сказал «НГ» эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев. Он уточнил, что этот проект на протяжении пары лет обсуждался в Киргизии, но основные споры велись вокруг условий строительства (компенсация китайского финансирования передачей ряда киргизских месторождений в разработку). При этом никто не был озабочен геополитическим измерением: строительство китайской дороги через юг Киргизии в Узбекистан означало бы полную переориентацию южной Киргизии и ее отрыв от севера республики. В декабре прошлого года президент Киргизии без объяснения причин от китайского проекта отказался, немало озадачив Пекин.

«Китай по большому счету в Киргизии интересует только эта дорога. Варианты железнодорожного строительства в этой стране, тем более связывающие ее с Таможенным союзом, китайцев совершенно не интересуют и отвергаются ими. Нынешнее предложение киргизского МИДа по железнодорожной ветке похоже на пустое сотрясание воздуха. Меридиональная дорога при любой ее маршрутизации вызовет космические расходы, а на многих участках, учитывая горный рельеф, технологически выглядит ненаучной фантастикой. Возможные маршруты, технические решения, экономические расчеты – все это отсутствует. Огромные сомнения вызывает экономическая целесообразность для тех, кто, как предполагается, должен платить, то есть Казахстана и России. Аргументация Душанбе и Бишкека довольно наивна: такая дорога могла бы упростить передвижение трудовых мигрантов без пересечения территории Узбекистана», – сказал Князев. По его словам, гипотетически существует еще пакистанский проект – вывода такой железной дороги через афганскую территорию к пакистанским портам Карачи и Гвадар, что, кстати, тоже не влечет пользы для Китая. Гвадар – место базирования ВМФ КНР, и выводить туда российские грузы вовсе не в китайских интересах. Да и сам проект столь же абстрактен, как и озвученный в Бишкеке. Всю эту активность можно было бы квалифицировать как имитацию бурной деятельности, если бы она не сталкивала, пусть и сугубо в информационном пространстве, интересы КНР и РФ. «Последнее, с учетом того, что внешней политикой в Бишкеке командуют воспитанники Фонда Сороса, наводит на мысль, что киргизский МИД может выполнять заказ по созданию пусть и немасштабного, но эпизода российско-китайской напряженности», – считает Александр Князев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запрет на владение долгом правительства России уже близок

Запрет на владение долгом правительства России уже близок

Михаил Сергеев

Каждая очередная порция ограничительных мер оказывается болезненнее, чем предыдущая

0
1320
Армии Украины будет сложно без русской картошки и траншей МВФ

Армии Украины будет сложно без русской картошки и траншей МВФ

Анатолий Комраков

В сельском хозяйстве Незалежной сокращается производство

0
1154
Турция без российских туристов потеряет 4 миллиарда долларов

Турция без российских туристов потеряет 4 миллиарда долларов

Анастасия Башкатова

Сложностями в отношениях Москвы и Анкары постараются воспользоваться отдыхающие из Украины

0
1216
В столицу России зачастили эмиссары бывшего «Северного альянса»

В столицу России зачастили эмиссары бывшего «Северного альянса»

Андрей Серенко

Контакты с панджшерцами подчеркивают не слишком успешную игру Москвы с талибами

1
823

Другие новости

Загрузка...