0
5773
Газета СНГ Печатная версия

25.12.2022 18:42:00

Таджикистан включился в гонку вооружений

Рахмон поручил разработать оборонную доктрину Таджикистана

Тэги: таджикистан, рахмон, оборонная доктрина, антитеррор, терроризм, экстремизм


таджикистан, рахмон, оборонная доктрина, антитеррор, терроризм, экстремизм Эмомали Рахмон собирается усилить борьбу с терроризмом и экстремизмом. Фото с сайта www.president.tj

В Таджикистане будет создана Концепция национальной обороны. Об этом заявил президент республики Эмомали Рахмон, выступая с ежегодным Посланием к парламенту. Он отметил необходимость усиления борьбы с преступлениями террористической и экстремистской направленности, в том числе с использованием информационных технологий. Министерству обороны совместно с другими силовыми структурами президент поручил разработать и представить документ по укреплению оборонной мощи страны.

Эмомали Рахмон пояснил, что обратить внимание на оборону вынуждает сложная ситуация в мире. По словам таджикского лидера, террористические и экстремистские группировки используют новые методы, чтобы привлекать в свои ряды сторонников, в том числе молодежь. Он поручил силовым ведомствам активизировать координацию в этой сфере, предотвращая угрозы терроризма путем разъяснительных работ и воспитания молодежи в духе верности народу и родине. Для пресечения преступлений, имеющих экстремистский и террористический характер и совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, глава государства поручил создать Единый информационный центр.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев сказал «НГ», что акцентированное внимание именно к оборонной доктрине и модернизации вооруженных сил может обосновываться актуальностью двух направлений в военной политике Таджикистана. «Во-первых, существованием военного конфликта с Киргизией, и такое повышенное внимание может свидетельствовать об установке на продолжение конфликта и расширение его масштабов. В принципе отсутствие стремления таджикской стороны к урегулированию этого конфликта было очевидно и раньше, как, впрочем, и киргизской. Во-вторых, известно повышенное внимание Душанбе к ситуации на границе с Афганистаном и постоянное педалирование вопроса об угрозах, исходящих с афганской территории именно для Таджикистана. Эта тема уже стала спекулятивной, можно не сомневаться, что в новой доктрине она обретет свое новое издание. Но важно и другое. Вопросы обеспечения безопасности и стабильности давно уже стали стержнем всей работы политического руководства Таджикистана по консолидации общества вокруг власти. Одновременно усиление потенциала силовых структур будет как и прежде направлено на сохранение в первую очередь стабильности самого политического режима. Что особенно важно в ситуации, когда в силу разнообразных причин – как объективных, так и субъективных – процесс подготовки к транзиту власти в Таджикистане слишком затянулся. Возможно, у президента Таджикистана существуют и причины для ускорения этого процесса, что и вызывает потребность в мобилизации и концентрации всех ресурсов режима, и в первую очередь силовых», – считает Князев.

По мнению военного эксперта Виктора Литовкина, «концепция национальной обороны должна быть у каждого приличного государства, это очевидно». «Это основополагающие директивные документы, на которые должна опираться вся деятельность в области обороны, причем не только в военной, но и в экономической, социальной и других сферах. Важно посмотреть, будет ли Таджикистан опираться на собственные силы или будет говорить о коллективной обороне, союзе с РФ, деятельности в рамках ОДКБ (Организация Договора коллективной безопасности. – «НГ») и ШОС (Шанхайская организация сотрудничества. – «НГ»). Сам себя защитить Таджикистан не в состоянии», – сказал «НГ» Литовкин. Причина в том, что армия Таджикистана малочисленна, а у страны сложный, горный рельеф и есть проблемы на границе: с одной стороны Афганистан, с другой – недемаркированная и неделимитированная граница с Киргизией, на которой перманентно вспыхивают вооруженные конфликты. Поэтому Таджикистан, по словам Литовкина, должен выработать концепцию для решения этих проблем.

Независимый эксперт из Таджикистана Парвиз Муллоджанов назвал «НГ» потенциальные угрозы для страны – это прежде всего ситуация в Афганистане, с властями которого отношения у Душанбе остаются прохладными. В северном Афганистане укрепились группы джихадистов из Таджикистана и Средней Азии, которые также угрожают безопасности страны. И приграничный конфликт с соседней Киргизией. «В своем выступлении глава государства также говорил о необходимости модернизации военной структуры и противодействии пропаганде радикальных экстремистских организаций. По всей вероятности, можно предположить, что Таджикистан в условиях начавшейся в регионе гонки вооружений тоже будет покупать современное оружие. В первую очередь речь идет о средствах радиоэлектронной борьбы, системах противовоздушной обороны, которые могли бы работать против беспилотников. Киргизия сейчас активно закупает беспилотники в Турции. Также есть данные, что беспилотники закупают и другие страны Центральной Азии, в том числе и Таджикистан. Сегодня все поняли, что та структура и та комплектация вооруженных сил, которые остались с советского периода, в новых условиях не работают. Это показала ситуация в Украине. В статьях региональных СМИ, посвященных военным вопросам, тема гонки вооружения активно обсуждается», – сказал Парвиз Муллоджанов.

Виктор Литовкин считает, для того чтобы иметь современное оружие, надо иметь подготовленных людей, которые будут этим оружием управлять, это раз. «Во-вторых, оружие надо приобретать соответствующее региону, вызовам и угрозам, которые есть вокруг Таджикистана. Кроме того, нужно иметь оружие противодействия. Зачем, например, Таджикистану С-500 или С-400, с кем республика будет воевать такими системами? Душанбе достаточно иметь, например, зенитно-ракетные комплексы «Бук» и «Тор». То есть системы более короткого радиуса действия, но эффективные. Потом не надо забывать, что на территории Таджикистана находится 201-я военная база, которая принимает на себя основную долю оборонительных функций по защите Таджикистана. На таджикско-афганской границе были российские советники. Но Душанбе в последнее время по пограничным вопросам взаимодействует в большей степени с США и Китаем. Несмотря на то что Таджикистан проводит многовекторную политику, в том числе и в военной сфере, не стоит забывать, что он член ОДКБ. Тем более что оружия, поставляемого как в рамках ОДКБ, так и на двусторонней с Россией основе, вполне достаточно для собственной охраны», – считает Виктор Литовкин. 


Читайте также


Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Андрей Серенко

Убийства граждан КНР ставят под сомнение эффективность афганской стратегии Пекина

0
1223
Боевики из Афганистана атакуют китайцев в Таджикистане

Боевики из Афганистана атакуют китайцев в Таджикистане

Владимир Скосырев

За последние дни совершено несколько нападений на граждан КНР

0
3281
"Яблоко" отбрасывают от думских выборов

"Яблоко" отбрасывают от думских выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Рыбаков возглавить партсписок не сможет, Явлинский – вряд ли захочет

0
3433
В банковском секторе Таджикистана – неопределенность

В банковском секторе Таджикистана – неопределенность

Андрей Захватов

Санкции поставили под удар стабильность финансовой сферы

0
4756

Другие новости