Светлана Тихановская рассказывает в Нью-Йорке о ситуации с правами человека в Белоруссии.
Фото со страницы Светланы Тихановской в социальной сети X
В понедельник, 22 сентября, начался четырехдневный визит Светланы Тихановской в США. Она примет участие в мероприятиях в рамках 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Там же запланировано мероприятие «Время подотчетности и справедливости: верховенство закона под угрозой в Беларуси». Между тем главной темой для экспертов и политиков остается вопрос, когда и сколько белорусских заключенных будет помиловано в следующий раз. А также активно обсуждается оправданность демонстративного отказа одного из освобожденных – видного представителя оппозиции Николая Статкевича покинуть Республику Беларусь.
В мероприятиях, проходящих в рамках 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, примет участие Светлана Тихановская. В понедельник она прибыла в Нью-Йорк. Тихановская должна выступить на панельных дискуссиях, среди которых «На грани? Глобальный взгляд на свободу прессы», а также на мероприятии, посвященном Белоруссии «Время подотчетности и справедливости: верховенство закона под угрозой в Беларуси», запланированном на 25 сентября. Также пресс-служба лидера оппозиции сообщает, что она проведет ряд двусторонних встреч «с мировыми лидерами, представителями ООН и других международных организаций, чтобы добиться внимания к белорусской теме».
Что же касается мероприятия, посвященного рассмотрению ситуации с соблюдением верховенства закона в Белоруссии, то его главным организатором выступает Европейская служба внешних действий. Как участники заявлены представители внешнеполитических ведомств ряда стран ЕС.
В материалах, посвященных тематике встречи, говорится, что с 2020 года в Белоруссии «наблюдается систематическое разрушение принципа верховенства закона». Утверждается, что «гражданское пространство полностью уничтожено, суды превращены в инструменты репрессий, а не правосудия».
Стоит отметить, что представители США среди участников не упомянуты. Администрация президента США Дональда Трампа подчеркнуто концентрируется не на критике главы Белоруссии Александра Лукашенко, а на решении вопроса освобождения заключенных. В оппозиционных кругах этот процесс приветствуют и активно обсуждают.
Юрист-международник Екатерина Дейкало на одном из оппозиционных ресурсов отметил:. «Мне кажется, что пора попрощаться с термином «торговля людьми» в контексте освобождения белорусских политзаключенных. Это манипулятивный нарратив», – полагает эксперт. И указывает: «Это не торговля людьми. Торговля людьми – это продажа или покупка (в целом – получение) человека для целей его дальнейшей эксплуатации и получения от этого прибыли». Юрист подчеркивает: «В нашем случае – это попытка освободить людей, заложников, по сути, выкуп, если хотите – для чего тому, в чьей власти они находятся, делают определенные уступки. Но никак не торговля людьми».
Оппозиционеры спорят не только о самом процессе, который запущен в результате общения Трампа и Лукашенко, но и о демарше видного оппозиционера Николая Статкевича, отказавшегося после освобождения покидать территорию Белоруссии. Судя по всему, выезд за пределы Белоруссии был заранее оговорен белорусской и американской сторонами.
Статкевичу 69 лет. В 2010 году он баллотировался в президенты Белоруссии. В 2020 году Статкевичу отказали в регистрации, и он поддержал на выборах Тихановскую. В декабре 2021 года его приговорили к 14 годам колонии по обвинению в организации массовых беспорядков.
На днях Лукашенко прокомментировал поступок политика: «Вот этот Статкевич. Ну человек уже на исходе. Он же уже скоро помрет, не дай бог, в тюрьме. Ну зачем это надо? Он хочет быть лидером. Туда зашел, вроде на нейтральную полосу, перешел к литовцам. Ребята спросили: «Ты в Беларусь хочешь?» – «В Беларусь». – «Ты ж в тюрьму пойдешь». – «Пойду в тюрьму». Ну хорошо. Забрали его. Не бросить же его, все-таки наш гражданин»
Политолог Александр Класковский полагает: «Лукашенко находится в сложном положении: с одной стороны, не может отрицать, что Статкевич в тюрьме, так как домой он не вернулся. А с другой – и прямо об этом не хочет говорить». Эксперт отмечает: «Ему досадно, что немного испорчен сценарий активного процесса налаживания отношений с Соединенными Штатами. Это сделал человек с характером, упертый. Он навязал свою игру. С точки зрения Лукашенко, это будет дурным примером для других, потому что все тогда станут пытаться отстаивать свои права».
Между тем один из старейших оппонентов Лукашенко, Зенон Позняк, оценивает ситуацию с выбором Статкевича неоднозначно. С одной стороны, он заявляет: «С точки зрения реальной политики это оценивается как популизм, отказ от политической борьбы на свободе ради создания образа идейной позиции в неволе». Но в то же время отмечает: «Прецедент со Статкевичем мог бы позволить американской дипломатии ставить вопрос о возможности выбора для каждого освобожденного заключенного. Принудительной депортации можно избежать».