Ираклий Кобахидзе заявил, что участие иностранных послов в политических процессах Грузии – это нарушение Венской конвенции.
Кадр из видео с канала Ираклия Кобахидзе на YouTube
За неделю до муниципальных выборов власти Грузии оказались втянуты в дипломатический скандал. Президент Украины Владимир Зеленский с трибуны Генассамблеи ООН сообщил, что Европа «потеряла» Тбилиси, а европейские посольства выпустили совместное заявление, в котором раскритиковали правительство республики за дискредитацию их деятельности. Впрочем, правящую «Грузинскую мечту» все это нисколько не смущает. Она начала публично отчитывать послов стран ЕС.
«Я не хочу вступать в полемику с Владимиром Зеленским. Он президент страны, находящейся в состоянии войны, поэтому, какое бы заявление он ни сделал, я не считаю нужным на него реагировать. Что касается ситуации с демократией и правами человека, то на Украине в этом плане сложилась трагическая ситуация как с точки зрения демократии, так и с точки зрения прав человека… Грузия – безусловный лидер среди стран – кандидатов Евросоюза, в том числе по уровню демократии и прав человека», – заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе.
Как известно, не все европейские партнеры республики разделяют такую оценку. В частности, 24 сентября посольства 25 стран Евросоюза (все, кроме Венгрии и Словакии), а также Великобритании опубликовали совместное заявление, в котором призвали «всех политических лидеров» воздержаться от разжигания вражды и ненависти в грузинском обществе, а также подчеркнули, что сами никогда ничем подобным не занимались. При этом очевидно, что они обращались не к оппозиции, с которой поддерживают дружеские отношения, а к властям, которые как раз обвиняют послов в связях с экстремистами.
В тот же день МИД Грузии вызвал к себе посла Германии Питера Фишера. Он давно стал для «Грузинской мечты» символом неудобного европейского голоса. Опытный дипломат с почти 40-летней карьерой открыто осуждает курс властей Грузии, посещает судебные процессы над противниками правящего режима и вообще выражает всяческую поддержку оппозиции.
«Грузинская сторона выразила обеспокоенность попытками поощрения радикальной повестки внутри страны, которые несовместимы с принципами демократии и способствуют углублению поляризации в обществе. Не меньшую обеспокоенность вызывают продолжающиеся попытки политизировать судебные разбирательства в Грузии, а также участие послов в этих процессах», – заявили в дипломатическом ведомстве.
Также там отметили, что считают заявление европейских посольств очередным актом распространения дезинформации, «безосновательной попыткой нападок на правительство». Правда, Тбилиси не будет разрывать дипломатических отношений с Берлином, напротив, там придают им большое значение и надеются сохранить их.
Примечательно, что вслед за Фишером в МИД Грузии вызвали посла Великобритании Гарета Уорда. Он тоже последовательно критикует правительство «Грузинской мечты».
«Непосредственное участие конкретных послов в политических процессах является грубым нарушением принципа демократии и грубым нарушением принципов Венской конвенции. Это требует реагирования», – пояснил позицию правительства Кобахидзе.
В качестве одного из примеров сотрудничества послов с оппозицией премьер привел критику в адрес царя Ираклия II (жил в XVIII веке). «В свое время, когда было наибольшее давление по поводу открытия второго фронта, один из послов встретился с одним из наших лидеров и по совершенно непонятным причинам начал бранить Ираклия II. После этого у меня была встреча с одним из моих коллег, высокопоставленным представителем того же посольства, и он тоже вдруг начал ругать Ираклия II. Через неделю оттуда вывели псевдомыслителя Левана Бердзенишвили, и его заставили ругать Ираклия II. Это демонстрирует, какая координация существует между местной агентурой и ее покровителями. Агрессии в отношении Ираклия II очень много именно потому, что Ираклий II является символом прагматизма и преданности родине. Наши иностранные агенты и их покровители не могут этого вынести», – рассказал Кобахидзе.
Главу правительства поддержал спикер парламента Шалва Папуашвили. «Я еще раз предупреждаю всех: если 4 октября (день муниципальных выборов) будет хоть один акт насилия, ответственность ляжет на представителей институтов Евросоюза, которые в своих сердцах укрывают этих виновных», – сказал Папуашвили.
Политолог Нино Скворцова рассказала «НГ», что от правительства Грузии можно было бы ждать еще более жесткой позиции. «В случае с немецким послом терпение лопнуло, и Фишеру решили напомнить о его прямых обязательствах. Многие ожидали более жесткого заявления МИД, вплоть до объявления его персоной нон-грата, однако Тбилиси оставляет пространство для маневра как в отношениях с Германией, так и с ЕС. «Грузинская мечта» пока не хочет рисковать, но при этом защищается по мере возможностей. А возможностей все меньше, поскольку Брюссель и отдельные члены ЕС продолжают настаивать на абсурдных требованиях… Кроме того, по словам эксперта, власти Грузии помнят о тех протестах, которые разразились после парламентских выборов, и не хотят допустить их повторения», – заявила Скворцова.
Политолог Ника Читадзе считает, что в обозримой перспективе отношения между Грузией и странами Запада могут стать еще хуже. «Критика со стороны послов не ослабевает, поэтому «Грузинская мечта» может признать их персонами нон-грата, а своих отзовет для консультаций. В результате уровень дипломатических отношений будет понижен, что позволит правительству нивелировать значительную часть поступающего из-за рубежа негатива. К примеру, посла США в Грузии уже нет. Конечно, это негативно отразится на инвестиционном климате и гуманитарных программах, но свою власть «Грузинская мечта» укрепит», – отметил Читадзе.