0
144
Газета СНГ Печатная версия

12.10.2025 20:02:00

Центральная Азия ждет от России инвестиционной активности

РФ в регионе рассматривают как более интересного партнера, нежели США и ЕС

Тэги: центральная азия, россия, саммит, повестка, стратегическое партнерство, инвестциии, миграционные процессы


центральная азия, россия, саммит, повестка, стратегическое партнерство, инвестциии, миграционные процессы Президенты пообщались за круглым столом еще и в неформальной обстановке. Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr

На фоне усилившейся конкуренции за влияние в Центральной Азии (ЦА), где западные игроки – США и ЕС – нередко сталкиваются с проблемой поиска содержательной повестки для своих саммитов, Россия демонстрирует, что ее влияние на региональное сотрудничество остается фундаментальным. Завершившиеся в Душанбе саммиты «Центральная Азия – Россия» в формате «5+1» и глав государств СНГ подтвердили: Москва остается партнером, сотрудничество с которым – от энергетики и логистики до научно-технической и гуманитарной сфер – основано на понимании региональных потребностей и нацелено на укрепление стабильности.

«Россия твердо настроена на дальнейшее укрепление стратегического партнерства и союзничества с вашими государствами, углубление взаимовыгодных политических, экономических, гуманитарных связей», – заявил президент РФ Владимир Путин, закрывая саммит «Центральная Азия – Россия». По его итогам было принято Коммюнике и План совместных действий на 2025–2027 годы. Лидеры уделили большое внимание вопросам укрепления торгово-экономических, инвестиционных и гуманитарных связей, а также совместным усилиям по обеспечению стабильности и безопасности в регионе.

Аналогичные ключевые предложения прозвучали и на саммите СНГ. Наиболее полно они были изложены в выступлениях президентов Казахстана Касым-Жомарта Токаева и Узбекистана Шавката Мирзиёева. Эти инициативы охватывают широкий спектр направлений – от административно-политического оформления «транспортного каркаса» и внедрения искусственного интеллекта до развития промышленной кооперации, углубления политической координации с внешними партнерами (в рамках расширенных форматов СНГ+ и ОТГ+ с учетом членов ШОС) и оптимизации миграционных процессов. Эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев в своем Telegram-канале отмечает, что вся эта проблематика логически вытекает из прочных и уже существующих связей с Россией; при этом часть проектов уже находится на стадии выполнения. Наиболее ярко динамика проявляется в транспортном секторе.

Президент Токаев предложил разработать Единую цифровую транспортно-логистическую карту Содружества. «По сути, этот инструмент представляет собой не просто формальный документ, а скорее комплексную базу данных, призванную стать «единым окном» для координации услуг по транспортировке, складированию и доставке грузов в регионе», – отметил Караваев.

Эту макроэкономическую задачу дополнило и конкретизировало предложение президента Шавката Мирзиёева, озвученное на саммите «Центральная Азия – РФ». Он подчеркнул важность «необходимости сопряжения национальных программ в области автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения и разработки на этой основе комплексного плана инфраструктурного партнерства – транспортно-логистического контура России и Узбекистана».

«Подчеркивая практическую направленность этих инициатив, к предстоящему визиту Токаева в Россию казахстанские эксперты разработали Совместную программу по инвестиционному и инфраструктурному сопровождению восточной ветки коридора «Север–Юг». Программа предусматривает удвоение его пропускной способности к 2027 году и предположительно основывается на аналитических обзорах Евразийского банка развития (ЕАБР) экономической зоны данного коридора с явным акцентом на национальные интересы Казахстана», – считает Караваев.

Эксперт отмечает: «Это также тесно увязано с амбициозной задачей, поставленной Токаевым в 2023 году, – удвоить ВВП страны к концу текущего десятилетия. Для достижения этой цели планируется значительный рост отношения инвестиций к ВВП Казахстана с 14 до 23%, что подразумевает привлечение около 400 млрд долл. инвестиций в период 2025–2029 годов. В этом контексте Россия в основной группе пяти-шести направлений, откуда можно получить инвестиции или экономическую поддержку».

В продолжение темы углубления экономического сотрудничества Мирзиёев предложил России, используя уже налаженные транспортные связи, «наращивать сотрудничество в области машиностроения, точного приборостроения, химической, электротехнической, горнодобывающей и других отраслей на кластерной основе». Конкретизируя эту идею, он выступил с инициативой создания хаба промышленного инжиниринга «Центральная Азия – Россия» в Бухаре.

«В совокупности инициативы лидеров Казахстана и Узбекистана фактически призывают Россию к более масштабному и энергичному развороту в сторону региона Центральной Азии. Такое углубление и расширение взаимодействия, несомненно, принесет взаимную выгоду всем участникам, укрепляя стабильность и способствуя устойчивому развитию общего пространства», – подчеркнул Александр Караваев.

В условиях растущей геополитической активности в Центральной Азии возникает вопрос: насколько сопоставимы форматы сотрудничества «С5+1», предлагаемые Западом – Евросоюзом и США, – с российским подходом «ЦА–РФ»?

По мнению заведующего сектором Центральной Азии Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислава Притчина, проявляется фундаментальное различие в подходах. «Форматы «Центральная Азия – США» и «Центральная Азия – ЕС» зачастую сталкиваются с проблемой наполнения повестки дня конкретным содержанием. Особенно это заметно у Вашингтона: ощущается дефицит общих тем, масштабных совместных проектов, а также отсутствие географической близости и глубокого исторического понимания региона. В результате повестка нередко формируется вокруг более абстрактных и эфемерных концепций, таких как продвижение каких-либо ценностей, как, например, демократических институтов или организация бизнес-форумов (B2B), призванных хотя бы обозначить стремление к развитию связей», – сказал «НГ» Притчин.

Для США формат «С5+1» – это скорее инструментарий геополитического позиционирования: демонстрация наличия такого формата и заявленная активность в регионе, считает эксперт. При этом фактический уровень отношений с разными странами ЦА крайне неоднороден: если с Казахстаном и в меньшей степени с Узбекистаном еще можно найти точки соприкосновения для проектов, то с Туркменистаном, Киргизией и Таджикистаном взаимодействие остается по большей части номинальным. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношениях с Европейским союзом, где, несмотря на некоторые успехи, также ощущается потребность в более глубокой и универсальной повестке.

Притчин считает, что совершенно иная картина вырисовывается при рассмотрении российского формата «ЦА–РФ». «Здесь наблюдается принципиальное отличие, заключающееся не в поиске тем, а, наоборот, в огромном количестве существующих проектов и общей повестке. Это свидетельствует о глубоких и многогранных связях между РФ и странами Центральной Азии, которые охватывают экономику, безопасность, культуру, образование и миграционные процессы», – отметил эксперт.

По словам Притчина, для Москвы существуют многочисленные другие институты регионального сотрудничества, такие как СНГ, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В этом контексте формат «ЦА + РФ» выступает как эффективный инструмент для точечной фокусировки на наиболее актуальных и востребованных проектах и темах, касающихся непосредственно «шестерки» участников без привлечения других игроков. Это позволяет максимально сконцентрироваться на вопросах, представляющих взаимный интерес.


Читайте также


Национализм, феминизм, популизм

Национализм, феминизм, популизм

Евгений Верлин

Магистральной идеологией современного Китая служат идеи Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой

0
702
Тюркское объединение может трансформироваться в военный союз

Тюркское объединение может трансформироваться в военный союз

Виктория Панфилова

Саммит выявил различие точек зрения у лидеров стран-участниц

0
2462
Амбициозное объединение собирается обеспечить связь Европы и Азии

Амбициозное объединение собирается обеспечить связь Европы и Азии

Виктория Панфилова

Анкара готовит почву для вступления Северного Кипра в Организацию тюркских государств

0
2005
КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

КПРФ вышла на улицу против президента Ельцина

Дарья Гармоненко

События октября 1993 года левые пытаются актуализировать для современного электората

0
1970

Другие новости