0
1979
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.06.2009 00:00:00

Соперничество без конфронтации

Валерий Николаенко

Об авторе: Валерий Дмитриевич Николаенко - доктор политических наук, заместитель директора Института актуальных международных проблем Дипакадемии МИД РФ, в прошлом заместитель министра иностранных дел, Чрезвычайный и Полномочный Посол.

Тэги: латинская америка, обама, россия


латинская америка, обама, россия Дмитрий Медведев получил награду от президента Перу Алана Гарсия.
Фото Reuters

Хотя Латинская Америка не находится в числе главных приоритетов ни американской, ни тем более российской внешней политики, ее роль как важного политического и экономического региона с укрепляющейся стабильностью и демократическими процессами привлекает к нему возрастающее внимание как у нас, так и в других частях мира.

Вид на юг из Вашингтона

В США президент Барак Обама еще в ходе своей предвыборной кампании обещал возобновить американское лидерство в регионе, подорванное невниманием к нему администрации Джорджа Буша. В ходе недавнего пятого «Саммита Америк» в Порт-оф-Спейне (Тринидад и Тобаго) Обама обещал установить равноправное партнерство с Латинской Америкой, в отношениях с которой не будет «ни старших, ни младших братьев».

В Латинской Америке в целом с энтузиазмом восприняли победу Обамы. Он особо импонировал латиноамериканцам, для которых традиционным является уважение международного права, тем, что с самого начала выступал против войны в Ираке. С другой стороны, неискушенность молодого и малоопытного президента в вопросах внешней политики и конкретно в латиноамериканских делах давала ему больше возможности открыто и беспристрастно подойти к вопросам, волнующим южных соседей, а с другой – лишала таких деятелей, как венесуэльский президент Уго Чавес, основания с ходу применить к нему ярлык империалиста.

Нельзя сказать, что администрация Буша совсем игнорировала Латинскую Америку. Президент время от времени совершал туда визиты. Его эмиссары стремились вовлечь латиноамериканские страны в более тесное сотрудничество с США – и так преобладающее прежде всего в финансово-экономической и военно-политической областях. Сверхзадачей для США в то время было создание общеамериканского рынка, однако большинство наиболее влиятельных стран, включая Бразилию, этому воспротивились, рассматривая, и не без оснований, общеамериканскую зону торговли как путь к окончательному подчинению латиноамериканской экономики и торговли американским интересам.

Не удовольствовавшись сложившимся уровнем военного доминирования в регионе, США восстановили в 2008 году расформированный в 1950-м свой 4-й флот с зоной ответственности в Центральной и Южной Атлантике. И это на фоне стремления латиноамериканцев самим решать свои военные вопросы, что проявилось, в частности, в инициативе Бразилии о создании Совета обороны Южной Атлантики.

Администрация Буша пыталась в течение ряда лет решить наиболее острый в отношениях со многими латиноамериканскими странами миграционный вопрос (переводы средств, зарабатываемых в США латиноамериканской рабочей силой, прежде всего из Мексики, стран Центральной Америки и Карибского бассейна, дают в отдельных случаях до одной трети их общих валютных поступлений). Эта тема досталась в наследство Обаме, отягощенная еще и тем, что именно демократы ставили решение вопроса о судьбе почти 12 млн. недокументированных латиноамериканцев в США в зависимость от решения трудовых и иных вопросов.

За восемь бушевских лет наблюдался только регресс по вопросу о Кубе, что вызвано особой завязанностью клана Бушей на антикубинские элементы из штата Флорида. Что, конечно же, особенно беспокоит латиноамериканцев, это определение путей совместного противостояния мировому финансово-экономическому кризису. В общей повестке дня также борьба с наркотрафиком и оргпреступностью и другими современными угрозами.

По кубинскому вопросу Обама, по-видимому, считая, что пока достаточны принятые им накануне саммита некоторые послабления в отношении Кубы, отметил, что для более существенного улучшения отношений с островом с кубинской стороны необходимы не только слова, но и действия. Рауль Кастро выразил готовность к обсуждению с США всей гаммы спорных вопросов: права человека, политзаключенные, свобода слова и др.

Общим итогом стали размышления в США о новой стратегии в Латинской Америке, в том числе и с целью противостоять усиливающемуся там «левому повороту». Речь идет не только о леворадикальных режимах, таких как Венесуэла, Никарагуа, Боливия, но и о левоцентристских правительствах, прежде всего бразильском, с которым администрация Буша не преодолела серьезных разногласий по целому ряду вопросов энергетики, международной торговли и др.

Если эти и другие вопросы не найдут ожидаемого отклика у администрации Обамы, произойдет, как опасаются американцы, неизбежное усиление позиций как леворадикальных режимов в Латинской Америке (уже сейчас Венесуэла, по свидетельству известного американского политика и дипломата Ричарда Холбрука, тратит в пять раз больше на помощь остальным странам региона, чем Соединенные Штаты), так и внерегиональных факторов: ЕС, Китая, стран АТЭС.


Барак Обама рядом президентами Гватемалы Альваро Колоьом и Коста-Рики Оскаром Ариасом.
Фото Reuters

Перспективы Москвы

Нас, разумеется, интересуют в первую очередь перспективы России, которая после затишья 90-х годов прошлого века как бы заново открывает для себя латиноамериканский регион. Определенные успехи там российской дипломатии в последние годы достигались на фоне усилившихся антибушевских, антиамериканских настроений. Но нет оснований считать, что времена ориентации стран региона на США прошли. Подобное не отвечает геополитическим, экономическим, военным и другим реалиям. Годовой товарооборот США со странами региона составляет около 700 млрд. долл., тогда как наш где-то около 16 млрд. долл. Не говоря уже об инвестициях практически во все поры латиноамериканской экономики. В Порт-оф-Спейне даже такие левые лидеры, как Чавес, всячески стремились приблизиться к Обаме и поймать его взгляд и расположение.

Российская внешняя политика, следуя своим глобальным интересам, не могла не попытаться для начала восстановить былые позиции нашей страны в регионе. Реакция на активное внедрение США в страны на постсоветском пространстве?

Думается, что все же Латинская Америка для нас имеет самостоятельное значение. А сами латиноамериканцы хотят иметь в нашем лице опору для отстаивания своих интересов. С большинством из этих стран у России активный внешнеполитический диалог. Он особенно важен в критических ситуациях, как это было, когда Мексика и Чили осудили в СБ ООН несанкционированное этим органом нападение США на Ирак. Весьма интенсивны контакты по вопросам разоружения, прав человека, изменения климата, развития, по всему комплексу проблем, связанных с новыми вызовами и угрозами. Активизируются связи по военной и военно-технической линии, что вызывает особое недовольство США.

В то же время не всегда визиты в Латинскую Америку российских руководителей и латиноамериканских в Россию дают заметные результаты, особенно во время финансово-экономического кризиса. Обещания, данные, например, Никарагуа о нашем экономическом содействии в размере примерно 20 млн. долл., в 10 раз меньше той помощи, которую США до недавнего времени оказывали этой стране. Настораживают усилившиеся трудности нашего «РУСАЛа» в Гайане и Ямайке. Даже многочисленные соглашения о сотрудничестве с нашим близким партнером Венесуэлой проблематичны в свете трудностей российских инвесторов. Подобное происходит и в наших отношениях с Кубой, несмотря на то что Гавана твердо настроена на восстановление многопланового сотрудничества.

На наши перспективы в регионе может повлиять и эвентуальный, более решительный разворот администрации Обамы к Латинской Америке. Уже проявлена готовность, причем с обеих сторон, к нормализации американо-венесуэльских отношений, намечается сдвиг и в подходе США к Кубе. В этих условиях не исключено, что даже леворадикальные режимы, на отношения с которыми Россия делает особый акцент, будут смещаться в сторону левоцентризма в духе Бразилии, Чили, Уругвая, в регионе могут набирать силу проамериканские тенденции.

В этих условиях России целесообразно продолжать линию на взаимовыгодное многоплановое развитие отношений с латиноамериканскими и карибскими странами без каких-либо особых предпочтений в плане их политической ориентации. Главное, чтобы они как и сейчас разделяли наши основополагающие международные позиции, проявляли встречную готовность к сотрудничеству. При этом важное значение имеет создание благоприятного имиджа России, не только политического и экономического, но и ценностного, общечеловеческого, культивирование позитивно настроенных к нам политических сил. А это не приходит само собой и не может быть ограничено лишь деятельностью наших дипломатов. Важно включать в состав российских посольств представителей ведомств, наиболее заинтересованных в сотрудничестве с конкретными странами и нацеленных на конкретный результат, создавать торговые дома, демонстрационные залы нашей экспортной продукции, другие опорные точки.

В сфере пропаганды российской культуры, нашего образа жизни следовало бы использовать опыт прошедших в конце 2008 годов в семи латиноамериканских странах Дней России, в которых активное участие приняла Русская православная церковь. На острый интерес к нашей культуре следует реагировать не только такими масштабными акциями, но и повседневной работой «русских центров», возрождением домов дружбы, опирающихся на многочисленных соотечественников и выпускников российских (советских) вузов, расширением нашего культурного, образовательного и гуманитарного присутствия, не чураясь «малых» акций, к которым так эффективно прибегают другие страны.

Как показывает опыт, определенное соперничество между Россией и США в Латинской Америке наблюдается и в наши дни, включая международно-правовую область, сферы военно-технического сотрудничества и энергетики. Однако при этом важно не переходить к конфронтации, а искать с Вашингтоном точки взаимодействия, избегая варианта «нулевой суммы», когда наши достижения в регионе рассматривались бы как поражение США и наоборот. Целесообразно, чтобы, как и по другим актуальным международным вопросам, проблематика, связанная с Латинской Америкой, органично вошла в ткань российско-американских консультаций, обмена мнениями, как это бывало прежде. А для этого нужны прежде всего сильные позиции России в латиноамериканском регионе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
234
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
251
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
168
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
101

Другие новости