0
2471
Газета Дипкурьер Интернет-версия

12.04.2010 00:00:00

"СНВ-3 и дальше. Куда именно?"

Виктор Кременюк

Об авторе: Виктор Александрович Кременюк - профессор, заместитель директора Института США и Канады РАН.

Тэги: снв, договор


снв, договор Подписание нового договора в Праге было подчеркнуто торжественным.
Фото Reuters

8 апреля в Праге российский и американский президенты подписали по счету третий Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Событие само по себе знаменательное: с одной стороны, существенный шаг вперед по пути к дальнейшему уменьшению ядерной угрозы (предлагается сократить почти треть существующих ядерных боезарядов и еще больше носителей), а с другой – возобновляется застопорившийся было российско-американский диалог. И то и другое относится к разряду событий, которые нуждаются в тщательном обдумывании. Особенно сильно интересует специалистов и широкую публику вопрос: а что может и должно произойти потом, после того как обе ядерные сверхдержавы подпишут договор?

Содержание договора

Коротко смысл и содержание договора можно изложить так. В 1991 году США и (тогда еще) СССР согласились сократить свои стратегические наступательные вооружения до 6000 боеголовок каждая. Причины, подталкивавшие их к этому, были разными: стремление более тщательно контролировать имеющиеся потенциалы, что достигалось в том числе и путем сокращения численности стратегических систем; растущее доверие к тому, что другая сторона в равной степени заинтересована в избежании ядерной войны; желание подать хороший пример другим ядерным державам или странам, которые подумывали о собственном ядерном оружии.

Затем последовало соглашение СНВ-2, по которому обе стороны снизили свои арсеналы до уровня 3500 боеголовок (документ остался нератифицированным), и Договор о стратегических наступательных потенциалах (СНП), который позволил довести уровень вооружений до 2200 боеголовок у каждой. Соответственно каждый раз сокращались и носители, число которых к августу 2009 года составило у США 1195 единиц, а у России – 811. Нынешний договор должен установить потолки в 1550 боезарядов и 800 носителей для каждой стороны.

Конечно, для поддержания баланса в рамках «взаимного гарантированного уничтожения» (ВГУ) и этого количества хватит, но важен факт согласия обеих сторон идти и дальше по пути снижения уровня противостояния в дополнение к уже имеющимся обязательствам в области средств средней и малой дальности (они уже уничтожены по договору 1989 года), а также тактических вооружений.

Сотрудничество вглубь

После того как Договор СНВ-3 будет подписан, возникнет естественный вопрос: куда двигаться дальше? Можно, конечно, остановиться и на достигнутом: прогресс есть, свидетельство о сотрудничестве двух стран имеется. Но было бы в высшей степени неразумно не воспользоваться моментом, чтобы не пойти дальше в развитии отношений. Весь вопрос в том: куда идти?

Можно пойти по пути наращивания сотрудничества в ядерной области и сопредельных областях безопасности (например, противоракетная оборона – ПРО), то есть вглубь. Ведь сфера сотрудничества в области ядерной безопасности обширна и глубока: здесь не только баланс стратегических вооружений и тесно связанный с этим балансом вопрос о ПРО, но и совместные действия в области нераспространения ядерного оружия и, следовательно, вопросы Ирана и Северной Кореи, отношения с другими ядерными державами и вовлечение их в процесс сокращения стратегических вооружений; здесь же вопросы контроля за движением расщепляющих материалов, ракетной технологией и многие другие.

Россия и США, как две ведущие в данной области державы, могли бы использовать подписание Договора СНВ-3 для создания и поддержания определенного порядка в ядерной сфере вообще – как ее военной части, так и невоенной, связанной с проблемами ядерной технологии. Разумеется, на этом пути не избежать обвинения в «монополизме», «узурпации», «пренебрежении» правами других стран. Но в конце концов и Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года также с самого начала был «узурпацией», при которой ядерные державы отказывали неядерным в праве на оружие массового поражения.

Ничего – выдержали. В вопросах этого рода важнее безопасность всех, чем амбиции отдельных стран. Своего рода диктатура полезна и неизбежна.

Сотрудничество внутрь

Подписание Договора СНВ-3 одновременно размораживает общее состояние российско-американских отношений. Они – более не враги и почти не имеют потенциала острого соперничества. Но в то же время они ведут себя в отношении друг с другом вяло и сосредоточились только на отдельных сторонах международной безопасности. В экономических связях России и США практически ничего не свершилось, они не стали крупными партнерами, хотя бы приблизительно такими, как США и Китай. Сотрудничество обеих по региональным проблемам также выборочно и неравномерно: их позиции близки по Афганистану, но существенно различаются по Грузии, Украине или Ирану. Они сотрудничают в ближневосточной «четверке» (Россия, США, ЕС, ООН), но не могут наладить сотрудничество в Европе.

Проблемы расширения российско-американского диалога существуют и временами становятся объектом озабоченности руководителей. Так, в апреле 2008 года Владимир Путин и Джордж Буш подписали Декларацию о сотрудничестве, которая представляла собой обширный документ о возможных сферах взаимодействия между обеими странами: безопасность, развитие, финансы, окружающая среда, в том числе вопросы климата, освоение космоса и другие сферы, в которых обе стороны могут либо возглавить деятельность мирового сообщества, либо стимулировать его на поиск решений существующих проблем.

Речь, по существу, шла о том, как активизировать недоиспользованный потенциал сотрудничества США и России в двух направлениях: укрепление их сотрудничества и решение глобальных проблем. В годы холодной войны обе державы проявляли впечатляющие способности в поисках решений своих внутренних проблем, а также проблем третьих стран: деколонизация и развитие третьего мира, освоение океанов и космоса, создание новых технологий. Но очень часто эти качества служили делу конфронтации и значительно реже – делу сотрудничества.

Сейчас имеется возможность развернуть эту способность обеих в более мирную и конструктивную сторону. Договор СНВ-3 вполне может стать стартовой точкой такого развития.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
983
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2787
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1580
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1941

Другие новости