0
1221
Газета Дипкурьер Печатная версия

01.06.2025 17:40:00

Судьба Южной Кореи решится 3 июня

В Москве победа Джэ Мёна на выборах президента вызовет вздох облегчения

Георгий Толорая

Об авторе: Георгий Давидович Толорая – заведующий Центром стратегии России в Азии Института экономики, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, доктор экономических наук, профессор.

Тэги: южная корея, политика, президентские выборы, кандидаты, ли джэ мн, национальные интересы, украинский конфликт


южная корея, политика, президентские выборы, кандидаты, ли джэ мён, национальные интересы, украинский конфликт Ли Джэ Мён считается фаворитом президентской гонки в Южной Корее. Фото Reuters

В обстановке политической нестабильности, бурной борьбы непримиримых кланов и экономического неблагополучия в Республике Корея (РК) во вторник, 3 июня, состоятся внеочередные президентские выборы, девятые с момента демократизации страны. 

Прошло полгода «политического спазма» после того, как президент  Юн Сок Ёль попытался (в ночь  на 3 декабря 2024 года) объявить в стране военное положение, за что был подвергнут импичменту (решение о котором затянулось до апреля вследствие ожесточенной борьбы в парламенте и противоречий в Конституционном суде). Я сразу заявлял тогда, что после случившегося иной «сменщик», кроме как предводитель оппозиции, в президентское кресло не сядет. Не изменяю этому убеждению и сегодня, избрание Ли Джэ Мёна, лидера Демократической партии, – дело почти решенное. 

Консерваторы (называемые сейчас партией «Сила народа») потерпели не только организационно-политический, но и морально-идеологический крах. Их причитания о «коммунистической» (читай: китайской и северокорейской) угрозе либеральной демократии в Южной Корее со стороны оппозиционного лагеря должны, по логике здравого смысла,  получать все меньше поддержки разочарованного их неуклюжими действиями и тупиковой политикой электората. РК нуждается в переосмыслении как в подходе к решению накопившихся социально-экономических проблем в условиях деструктивных процессов в глобальной экономике, так и в понимании своего места в мире. Последнее особенно актуально на фоне обвальных геополитических процессов, которые расшатывают устои привычных союзов, расстановку сил, вынуждают по-новому оценивать перспективы, в том числе фактор «заклятого брата» – Северной Кореи. 

Пора определиться с перспективами отношений с КНДР (идея объединения «на либерально-демократической основе», то есть путем ликвидации режима, уже явно не может быть «путеводной звездой» и базисом национальной самоидентификации), национальными интересами в региональном и глобальном разрезе без оглядки на Вашингтон, который смотрит на Сеул главным образом через призму соперничества с Китаем. То есть новому правительству, которое придет к власти до 2030 года, надо за пятилетку в идеале перейти к новой внешнеполитической парадигме при серьезной корректировке внутреннего социально-экономического курса.

В прошедший после «недопереворота» период, правда, выяснилось, что ряды консерваторов если и поредели, то не сильно, и накануне выборов как минимум треть населения относится к базе долгосрочной их поддержки. Не самая молодая и образованная треть, но достаточно упертая и активная, чтобы даже попытаться оспаривать невыгодные для них результаты выборов. Эти люди на дух не переносят Ли Джэ Мёна как по идеологическим, так и по личным причинам. А свергнутый Юн Сок Ёль воспринимается некоторыми как «мученик за правду» и чуть ли не герой борьбы за свободу.

Отчаянная борьба кандидатов-консерваторов между собой за номинацию проходила на фоне понимания, что на победу рассчитывать не придется, а потому диктовалась не президентскими амбициями, а «шкурными» соображениями. Хан Док Су, бывший премьер, попытался вступить в гонку, чтобы избежать вероятных репрессий после победы демократов. Ким Мун Су (73 года) вырвал у него назначение путем интриг внутри партии, расколотой на сторонников и противников свергнутого Юна (Ким позиционируется как первый). Он предложил электорату традиционный набор консервативных ценностей, из нововведений разве что предложение о конституционной реформе с удвоением президентского срока (о чем, впрочем, говорят и демократы, так как один пятилетний срок довольно непрактичен). 

Интересен миноритарный кандидат из консервативного лагеря Ли Чжун Сок (40 лет), который уже успел побывать главой правящей партии, был изгнан Юн Сок Ёлем и пользуется поддержкой примерно 10% избирателей. Но он скорее фигура будущих выборных процессов, потому и отверг «заходы» Ким Мун Су об объединении сил.

Среди сторонников «традиционных ценностей» консерваторов «демонизация» демократов достигла эпического размаха, а сама избирательная кампания построена на концепции «только не Ли Чжэ Мён!». Настораживает, что консерваторы затянули песню о возможных фальсификациях, когда выборы даже не начались. И в США тоже заранее разрабатывают эту тему, так что не исключено, что с подсчетом бюллетеней противостояние не закончится. Намерены противники Ли и продолжать судебные преследования против него, с прицелом на импичмент. 

Чем же не угодил он тем, кто правил РК послевоенные десятилетия ХХ века (первый раз оппозиция получила власть лишь в 1998 году) и до сих пор держит «командные высоты» в политике, экономике, идеологии?

Ли Чжэ Мён (61 год) – «парень из простых», который рубит «правду-матку». Уроженец Андона, провинция Северная Кёнсан, он окончил только начальную школу – семья была настолько бедна, что Ли пришлось идти работать на завод, где он получил травму руки, когда ее зажал станок. Ему удалось самостоятельно выучиться и сдать выпускные экзамены, получить стипендию и окончить юрфак университета Чунан. Ли работал в прокуратуре в родном Андоне, позже стал адвокатом по правам человека. В конце нулевых пришел в политику, в 2010-м победил на выборах мэра города Соннам, который благодаря ему стал процветающим городом-спутником столицы. С 2018-го стал губернатором столичной провинции Кёнгидо. 

Хотя консерваторы называют его коммунистом и «диктатором, который продаст страну Китаю и Северной Корее», сегодня  его  взгляды скорее центристские, а во внешней политике прагматичные. Он сумел пока отбиться от уголовных обвинений, заведенных подвластными Юн Сок Ёлю прокурорами в основном после того, как он на выборах феврале 2022 года «не догнал» победителя всего на 0,7% (существует теория, что маятник в пользу консерватора качнулся из-за начала СВО в Украине).

Ли акцентирует внимание на экономическом росте, преодолении неравенства и инвестициях в технологии. Во внешней политике он обещает вернуться к более умеренной линии «практической дипломатии в национальных интересах». РК претендует на сближение с G7 по типу ассоциированного члена. Ли намерен укреплять военную мощь страны, настроен в пользу развития оружейного экспорта (в том числе в свете перевооружения Европы). 

Конечно, как и любой претендующий на значимую должность корейский политик, он клянется в верности альянсу с США, но, очевидно, проблем в общении с Дональдом Трампом будет немало. Они связаны как с экономикой (тарифная война – серьезный негативный фактор для РК), так и с безопасностью – отношениями с Северной Кореей (южане опасаются сепаратной сделки Трампа с Ким Чен Ыном), распределением финансового бремени на оборону и вообще  модальностями американо-южнокорейского союза (включая вопрос о войсках США в Корее). 

Ли высказывается и в пользу  «устойчивых и прочных» отношений с Японией, хотя не отрицает необходимости решения застарелых «исторических и территориальных проблем», поддерживает военно-политическое сотрудничество в треугольнике США–Япония–РК. 

Он обещает «стабилизацию» отношений с Китаем, которые в период консерваторов оказались «в наихудшем положении». Однако сближение с Китаем будет осторожным, чтобы не прогневить заокеанских партнеров. 

Россия вернулась в приоритетах на традиционное четвертое место после того, как Юн Сок Ёлем была объявлена если не врагом, то уж точно самой большой угрозой демократии и свободе, отсюда полная поддержка Сеулом Украины. Юн дал добро на получение Украиной южнокорейских боеприпасов, пусть обходными путями, грозился даже пойти на прямые поставки оружия в связи с «экзистенциальной угрозой РК» от «ужасного союза» России и КНДР. Консерваторы в случае прихода к власти в целом продолжили бы эту линию, правда, с меньшим энтузиазмом, так как она приносит прямой экономический ущерб Южной Корее, потерявшей российский рынок. Да и у Вашингтона сейчас другие приоритеты.

В отличие от предшественника к отношениям с Россией Ли планирует подойти «с точки зрения перспективы национальных интересов», хотя РК одновременно намерена и «помогать восстановлению Украины» (сулящему неплохие прибыли). Южнокорейский бизнес уже проявляет повышенную активность, чтобы вернуться на российский рынок, и это направление будет явно приоритетным для новой администрации. 

В Москве вероятная победа Ли, очевидно, вызовет вздох облегчения. Однако на резкий разворот в отношениях все же вряд ли можно надеяться, взаимодействие по международным проблемам явно будет довольно ограниченным, и повестка его будет диктоваться прагматическими интересами Сеула. Вряд ли с РК скоро будет снят ярлык «недружественной страны», хотя возврат к статусу «самой дружественной из недружественных» возможен.

Важным аспектом отношений с Россией останется проблематика безопасности на полуострове, что в Сеуле по-прежнему видят через призму противодействия сближению России с КНДР, которое якобы «повышает потенциал» исконного врага.  Ясно, что из Москвы на такие заходы последует жесткий отпор.

В целом намерения демократов в отношении Пхеньяна туманны. Позитивно то, что призыв к денуклеаризации (неприемлемой для КНДР) не очень педалируется, упор делается на «постепенность» в решении этого вопроса. Но и перспектив сотрудничества не просматривается, поскольку Север просто пока не видит для себя выгоды в контактах с Югом. Хотя демократами в отличие от прошлой администрации все же декларируются намерения снизить военную напряженность и наладить диалог. При перечислении приоритетов своей политики слова «объединение», напрочь отвергаемого северянами, Ли все же не смог избежать. Но ключевым словом в отношении Севера становится «сосуществование».

   В России подобную траекторию межкорейских отношений и более прагматичного взаимодействия РК с великими державами, очевидно, приветствовали бы. Особенно если удастся достигнуть перезагрузки российско-южнокорейских отношений. Все это в совокупности означало бы де-факто достижение «на земле» корейского урегулирования на основе признания реалий. Надеюсь, что при демократической администрации Корейский полуостров перестанет быть источником постоянных сюрпризов и вспышек напряженности.  

 


Читайте также


Зеленский призвал Навроцкого укреплять друг друга

Зеленский призвал Навроцкого укреплять друг друга

Наталья Приходко

Киевские СМИ напомнили, что новый президент Польши выступал против приема Украины в НАТО

0
918
Платформой "Россия – страна возможностей" управляет президент...

Платформой "Россия – страна возможностей" управляет президент...

Иван Родин

Партии конфликтуют из-за подхода к мигрантам

0
1339
Нужен ли России "Байконур" в XXI веке

Нужен ли России "Байконур" в XXI веке

Валерий Агеев

Решение о полной передаче космодрома Казахстану может быть принято уже в следующем году

0
1340
Трамп отказывается от экспорта демократии

Трамп отказывается от экспорта демократии

Геннадий Петров

Американский президент пытается повернуть вспять историю страны

0
1479

Другие новости