0
1424
Газета Культура Интернет-версия

22.10.1999 00:00:00

Фотограф и живописец

Тэги: фотография, живопись


"Семен Файбисович как Ленин в кепке". Из проекта "Монументальная пропаганда".

ЕСТЬ два Файбисовича. Один - гиперреалист, другой - фотограф. Первый известен по картинам, которые не раз выставлялись. Второй - по выставке в зверевском Центре современного искусства. "Наш пух" - экспозиция, которая открыла нового Семена Файбисовича.

Есть два Гороховских. Конечно, есть отец - Эдуард и сын - Евгений, оба - художники. Но речь не об этом: существуют въяве два Эдуарда Гороховских. Один выступил в Третьяковской галерее, другой - в галерее "Файн арт". Третьяковка представила ретроспективу, "Файн арт" - серию работ, созданных в 1998 году. Гороховский "старый" создавал картины с помощью фотографии. "Новый" - картине предпочел фотографию.

Живопись Гороховского выросла из классического портрета. Но при помощи фотографии. Потому что портрет, интересный ему, прошел через фотоателье. Гороховский использует старые снимки. Он вносит их в пространство произведения. На пути к картине художник их перерисовывает - клеточка за клеточкой. Но он берет старые фотографии и превращает их в картины не механически. Четкий силуэт, классическая "улыбочка" позирующих, группировка фигур, которая сохраняет приемы студийного фото, - многие черты заставляют зрителя ассоциировать картины Гороховского с фотографией. Сказать "это фотографично" о его живописи - значит прямо указать на природу этих работ. "Фотографичность" в них подчеркнута, как ключевой признак.

Гороховский свидетельствует об ушедшей реальности. Старые снимки разбросаны вольно по стене в Третьяковской галерее. Картины, в которых эти фотографии были использованы, - здесь же, рядом. Силуэты людей выступают из активного фона. Радикальный переход - от черно-белого изображения к цветному - оживляет фигуры: они переходят из пространства прошлого - в настоящее, приближаются к зрителю. Но игра пятен, мазки поверх "фото"-слоя подчеркивают живописную природу самого изображения. В поле холста живописное вступает в сложную игру с фотографическим. При этом фотография вносит в холст мемориальный сюжет. А живопись - живое течение жизни.

"Еще когда в начале семидесятых я начал, глядя по сторонам, скрести перышком по ватману, заметил, что изображенное мной слишком часто и подозрительно быстро исчезает с лица земли. По Кабакову, вербальное фиксирование дезавуирует предметный мир, а у меня тем же занималось визуальное, причем делало свое дело не концептуально, а "всерьез". Например, тут же снесли пару воспетых мною сараев; сгорели винный и продуктовый магазины; исчезла огромная, роскошная, многолетнего настоя помойка в соседнем дворе..." Так Семен Файбисович описывает воздействие своих работ на окружающую реальность. Фиксирование уничтожает предмет, а художник превращает бытие в небытие с результативностью, которой позавидует любой маг. Файбисович омертвляет. Гороховский, наоборот, возвращает к жизни.

Файбисович - гиперреалист. Именно в таком качестве он известен. Гипер-, он же фотореализм - это стиль производства картин, подражающих фотографии, средствами живописи, но с внешними эффектами фото. В картинах Файбисовича сконцентрирован московский сумрак. И отчуждение человека от мира в этом сумраке получает свое отчетливое выражение. "Фотографичность" у него - средство передачи отчуждения. Чем фотографичнее, тем безжизненней.

Гороховский и Файбисович работают по-разному. Но с помощью одного средства - фотографии, превращенной в картину. И это - два очень разных художника. Но их объединяет еще одно: в 1999 году они вдруг выступили как фотографы. Резкие линии, разрывы форм, контрастные сочетания плоскостей и - цвет, который доминирует в пространстве; эмоционально окрашенный цвет характерен для фотографа Гороховского. Размытые переходы полутонов, точка зрения, предельно приближенная к предмету, а сам предмет - легкий, невесомый, ускользающий - пух: так выглядят фотографии Файбисовича. Гороховского и Файбисовича объединяет то, что их новые работы фундаментально инаковы, чем их же холсты. Но эти произведения средствами фото решают живописные проблемы. Это фотографии живописцев.

"Фотография-картина-фотография" - так называется выставка Эдуарда Гороховского в Третьяковской галерее. Вопрос отношения фотографии к живописи и живописи к фотографии - один из самых важных для истории искусства на протяжении последних полутора столетий. Гороховский и Файбисович идут по одному пути - в своей живописи они идут вслед фотографии, в своих фотографиях - вслед живописи. Так противоречие между картиной и снимком решается в пользу плодотворного синтеза.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
542
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
646
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
772
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
762

Другие новости