0
3000
Газета Культура Интернет-версия

19.11.1999 00:00:00

Русское национальное блюдо-3

Тэги: кино, Матвеев


Российско-белорусский герой, губернатор Мухин (Евгений Матвеев) не боится негодяев, угрожающих ему по мобильному телефону.
Кадр из фильма

ПОДОШЛА к концу эпопея Евгения Матвеева "Любить по-русски". На этой неделе журналистам была представлена ее третья и, как утверждает режиссер, последняя часть - "Любить по-русски-3". Подзаголовок - "Губернатор". Можно догадаться, что многострадальный и честный Валерьян Мухин (Евгений Матвеев), в "Любить-1" отвоевавший землю у мафии, в "Любить-2" отсидевший за правое дело в тюрьме, в "Любить-3" стал честным губернатором. Поскольку известно, что в России на одного честного приходится сонмище нечестных, губернатора, кроме кучки преданных соратников и одной жены, живущей к тому же почему-то отдельно, на хуторке, окружает невероятное количество темных сил. Имя им - мафия. Эта мафия хочет помешать подписанию губернатором и соседней Белоруссией договора о строительстве моста, по которому будет осуществляться дружба между двумя братскими народами. Почему-то мафии этот мост стоит поперек горла (кстати, до конца так и непонятно, почему) - настолько, что она отваживается на самые неблаговидные поступки: отрезает голову любимой собаке героя и подбрасывает ему в ящик письменного стола, печатает в местной газете гнусную фальшивку - смонтированную фотографию губернатора с обнаженной вице-губернаторшей на коленях, организует мелкие взрывы и пожары перед носом губернатора, без конца звонит ему по телефону и замогильным голосом пугает и в конце концов за час до подписания пресловутого договора ливнями автоматных очередей в течение примерно минуты прошивает машину героя. Но честного губернатора сломить не так-то легко. Он выживает даже под пулями, договор подписан, мост построен, и через два года по нему идут навстречу друг другу прослезившиеся от счастья представители дружественных славянских народов. Мафия, естественно, посрамлена. Александру Григорьевичу Лукашенко - наши искренние расшаркивания.

В кругах, близких к создателям картины, это называется "народным кино". Что такое "народное кино", никто пока не объяснил. Приходится догадываться самим - то ли это кино, снятое специально для народа, но тогда возникает вопрос, для кого делается остальное кино. То ли это кино, снятое так или иначе с помощью народа. Вроде как храм Христа Спасителя, тот, настоящий. Похоже, что и то, и другое отчасти. Действительно, денег на картину подбросил кое-кто из губернаторов - тоже ведь народ в каком-то смысле. И снят фильм, очевидно, тоже исключительно для народа как антипода интеллигенции и элиты, которые к народу отношения не имеют и, значит, фильм им понравиться не может. В таком случае остается обидеться за народ, потому что термин "народное кино" придуман от беспомощности. Нет кино народного и антинародного, элитарного и для простаков - есть кино хорошее и плохое. Если фильм представляет собой смонтированную цепь из кича и фальшивки на основе скверно и словно между делом состряпанного сценария, в котором нет ни единого слова из жизни, в котором герои говорят фразами из учебника русского языка для иностранцев, герои делятся на хороших и плохих с четкостью "на первый-второй рассчитайсь!" - значит пора говорить о народном кино. Потому что народ, очевидно, выше собственной безвкусицы подняться не может. Народ обречен любить по-русски свое национальное блюдо - лапшу, а вот пищу потоньше переварить уже не в состоянии. Народу вредно напрягаться, а то еще научится отличать хорошее кино от плохого. Значит, сделаем такую лапшу, чтобы проскакивала без пережевывания. Например, надо не просто поделить героев на хороших и плохих, надо сделать их абсолютно узнаваемыми и предсказуемыми. Допустим, плохие обязательно курят сигары, подозрительно аккуратно пострижены, на шее носят цепь без креста, говорят сквозь зубы... Если хотя бы одно из упомянутых качеств присутствует - значит это человек мафии. К примеру, появившийся в самом начале фильма начальник местной милиции хорошо пострижен и имеет бегающие глаза. Дальше не надо мучиться сомнениями на протяжении фильма, кто в конце окажется главой местной мафии. Народ его вычислит быстрее, чем лейтенант Коломбо. Позже, когда его разоблачат, станет ясно, что он застрелится - не зря так зловеще гремит гром. Другое дело - как он застрелится. Уверяем вас, это занятно. Когда на звук выстрела прибежит помощник, милиционер будет лежать правым простреленным виском на столе, а пистолет будет лежать далеко на левом краю стола. Очевидно, он застрелился в правый висок левой рукой, после чего аккуратно положил пистолет на стол. Но это такие мелочи, на которые в народном кино можно не обращать внимания - проглотят.

По сравнению с "Любить по-русски-3" пресловутая "Санта-Барбара" - образец правды жизни. Дело даже не в надуманности сюжета - в конце концов и в кино иногда нужны сказки, особенно в трудные времена, как наверняка нужны были и "Кубанские казаки", и "Цирк", и "В шесть часов вечера после войны", и многие, многие другие. Дело в том, что сказка сказке рознь. Есть сказка-игра, а есть сказка-вранье. В первую играть весело, и потому она смотрится еще через многие годы. Вторая - вымученная, и это видно даже по актерской игре. В "Любить по-русски-3" хорошим актерам нечего играть, и оттого их муки написаны на лице - через силу страдает Галина Польских, жена героя, через силу бесконечно ссорится с мужем, начальником губернаторской охраны (Никита Джигурда) его жена (Лариса Удовиченко). Удовиченко пытается ссориться по системе Станиславского, но получается смешно и картинно. Все персонажи плоски и однозначны, как наскальные рисунки, вдохнуть в них жизнь не смогла бы никакая Сара Бернар.

Когда кино только родилось, его называли moving pictures - движущиеся картинки. "Любить по-русски-3" еще в большей степени, чем оно же 1 и 2, похоже на ожившие картины Шилова, тоже исключительно народные, - сладко, отретушировано и абсолютно бесспорно. Тьма низких истин еще может стать предметом спора, нас возвышающий обман - вряд ли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
988
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1339
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1018
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
843

Другие новости