0
1208
Газета Культура Интернет-версия

10.12.1999 00:00:00

Микки Маус посреди хаоса

Тэги: фестиваль, герои, выставка


МИККИ МАУС - буржуин. Это открытие совершил Игорь Смирнов из Красноярска. Мауса давно уже подозревали в непролетарском происхождении, но теперь это стало очевидно. В L-галерее выставлена смирновская аппликация "Народные герои" (1999): Микки закован в кандалы, из-под его буденовки вырывается "облачко" - недовольный мыш говорит, обращаясь к мучителям (подразумеваемым): "Я же свой! Буржуинский!". Мальчиш Плохиш оказался героем масс-культа: отрицательный персонаж из сказки Гайдара-старшего в мире, построенном по законам гайдарономики младшего, обернулся симпатичным мышонком. Критическая работа художников помогает выяснить закон, по которому вчерашний враг стал другом сегодня. Гологрудая девица в эсесовской фуражечке и фашист-мужик сплели руки, но вместо стаканов они направляют на себя пистолеты. "Брудершафт" (1999) Максима Шараева - еще одна красноярская работа, созданная в удалой стилистике народного комикса и в жанре политической карикатуры. Бумага и скотч, маркеры и темпера, коллаж и ассамбляж - все идет в ход у красноярских художников. Они представляют эстетически цельное движение: его открытие стало реальной новостью. Особенно для Москвы, где свежая кровь всегда в цене.

Труд может быть перформансом. Особенно, если это труд художника. Джексон Поллок был знаменит тем, как он пишет, не меньше, чем тем, что он пишет. Юрий Павлов, фотограф из Калининграда, превратил в перформанс сам процесс съемки. Дело в том, что серия "Облитые головы" показывает гримасы людей в тот самый момент, когда вода льется им на темечко. Самые разные эмоции - смех, удивление, даже ужас - отпечатаны в большом формате, который многократно усиливает ощущение, передающееся зрителям. В галерее Гельмана Юрий Павлов демонстрировал, как снималась серия, - и одновременно делал новую съемку. Фотограф стоял за спиной модели, держа тросик от камеры в одной руке, а кружку - в другой: многие московские персонажи были политы и сняты Павловым. Все иные работы на выставке "Просто фотохудожники" выглядели так, будто их владельцы взяли камеру только вчера (максимум - позавчера), причем некоторые еще не успели догадаться, для чего она нужна. Сделать такой отбор из фотографов 35 городов. Выставка в целом была настолько странна и настолько непредставительна, что ее задача осталась не ясна. Единственное объяснение в том, что сделана она "до кучи", для количества. Увы, работа не может быть перформансом тогда, когда это - работа куратора.

Беспорядок за гранью добра и зла. Именно так можно описать принцип, по которому была организована художественная программа фестиваля "Культурные герои XXI века". Экспертный совет (членом которого формально числился автор этой статьи) фактически не работал: во всяком случае, никакой информации ни об одном из его заседаний у меня нет до сих пор. При всем изобилии программок и пресс-релизов они запутывали журналистов не меньше, чем помогали, так как неточностей, передержек и прямой лжи в них было более чем достаточно. Андрей Ерофеев, председатель экспертного совета и российский куратор выставки "Безумный двойник", был, говоря мягко, удивлен тем, что, судя по официальной программе фестиваля, выставка должна была открыться в час дня 7 декабря - еще до того, как была окончательно смонтирована. Но кто тогда составлял программу? Пресса была полностью дезориентирована противоречивой информацией из разных источников: так, из пресс-релиза, разосланного Французским культурным центром в Москве, следовало, что "в 14.00 журналистам и критикам будет предоставлена возможность первыми ознакомиться с содержанием выставки". Ровно в два часа дня рабочие еще продолжали монтаж, этикетки не были расклеены, кураторы занимались оргработой, а никого из представителей Французского центра в ЦДХ найти было нельзя. Видимо, дух патологической дезорганизации, свойственный этому фестивалю, затронул и иностранные культурные институты. Программа "Хэппенинг на полдник" в галерее "Ротонда" была провалена полностью. Насколько удачной можно признать как концепцию, так и саму выставку "Безумный двойник", настолько неудачна в целом оказалась выставочная практика "Культурных героев". Концептуальный взгляд на региональных "героев XXI века" не был предъявлен. Они оказались пристегнуты к большому выставочному проекту на правах маргиналов, сосланных в окраинные залы. К тому же большинство "провинциалов" - художники Екатеринбурга и Новосибирска - давно известные московским критикам и публике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
677
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
788
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
405
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
279

Другие новости