0
1328
Газета Культура Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

Европа начинается в Туле

Тэги: Эрмитаж, выставка, живопись


Якоб Дюк. Веселящаяся компания. Первая половина XVII в. Голландия.

ЛЮБИМЫЙ ФРАНЦУЗ ЭРМИТАЖА

СТРАННЫЕ тетки в ночных рубашках водят хоровод вокруг пирамиды. Так выглядит одна из самых смешных работ Гюбера Робера (1733-1808). Он был любителем старины. В среде русских магнатов екатерининского века его меланхоличные композиции казались хорошим тоном. Мрачный обелиск он вписывал в сердце цветущего парка, гуляющих современников сажал на поваленные колонны, а деревенских коров выгуливал у античного храма. Мир Робера иллюзорен, он спокойно соединял в одно целое разновременные мотивы и пространства, далекие географически. В его работах важен не конкретный ландшафт и не точно описанная эпоха, а само ощущение работы времени: крыши обвалились, фрески стерлись, стены давно разрушились и поросли дерном. Такими писал древности живописец Робер.

Два панно Гюбера Робера висят рядом на выставке в Третьяковке. Пейзажи "с античной руиной" и "с античными колоннами", очевидно, парные (одного формата, на одну тему и, вероятно, происходят из одной усадьбы). Вид картин театрален: архитектурные фрагменты выступают вперед как первая кулиса, задником служат величественные развалины. Где-то посередине - живые актеры этой драмы истории: к примеру, две дамы, которые вышли погулять вместе с собачкой. На первом плане - два ключа к двум картинам: полусбитый барельеф с тремя девушками и юноша, навсегда застывший на камне, лежащем под колонной. Юнец вытянул десницу, одна из девиц махнула рукою по направлению к тем персонажам, которые пока еще живы. Ораторская жестикуляция этих окаменевших актеров использована Робером для того, чтобы показать, как именно мертвое соотносится с живым. Это лирическая риторика, в которой связь человека, природы, искусства и истории неразрывна. Главный герой незаметен с первого взгляда: путник с посохом, который своим движением олицетворяет ход времени - удаляясь от зрителя, он повернут к нему спиной. Аллегорическая фигура проходит сквозь два пейзажа, объединяя их.

Пятьдесят два полотна Гюбера Робера хранятся в Эрмитаже. То есть его работ там больше, чем творений любого другого французского живописца XVIII века (это, кажется даже, наибольшая из монографических коллекций французских картин в Эрмитаже). Франция была самой любимой страной среди русских дворян. А Гюбер Робер - самым популярным художником самой любимой страны. Что могут добавить две работы из Тулы к этой странной истории роберизации России? Но вещи из провинциальных собраний тем и хороши, что важны не столько как штрихи к истории европейского искусства, сколько как ключи к истории российского вкуса. Почему собирали Робера? Еще Карамзин не грыз перо на Тверской и не рассматривал Москву со стороны готических башен Симонова монастыря. Романтические девушки одна за другой пока что не прыгали в воды Рейна. Осип Бове еще и не думал создавать грот-руину у стен Кремля. А Гюбер Робер уже прославлял рухлядь и живописал бренность всего сущего. Современники звали его "Робер руин".

Разрушение памятников есть форма творчества природы, преодолевающей архитектуру. Классики французской Академии еще искали "золотой век" греческих богов и римских героев, а руссоисты уже поклонялись "природе". Гюбер Робер раз и навсегда был потрясен раскопками Помпей, Пестума и Геркуланума. Знакомство с этой археологической сенсацией похоронило в нем всякие надежды на справедливость истории. Трава забвения покрывает старых богов точно так же, как и простых смертных. От прошлого не остается героев - только руины.

Французская революция обратила в пыль Бастилию, и не только ее. Но ожидание бунта с "Новой Элоизой" в кармане вошло в хорошую французскую моду задолго до того. Идиллия Руссо агрессивна. В картинах Робера выражен ее конфликт с обществом. Самое первое, что поражает у Робера, - это сочетание противоречивых мотивов: у Пиранезе он взял обрушенные конструкции, у Фрагонара - элегический настрой. Если природа прекрасна, а человек добр, то что остается делать с несовершенством нынешних нравов и уродливостью уже возведенных зданий? Разрушить, и прекрасное само возьмет свое. Так утопия влечет за собой борьбу против королевских дворцов. Гюбер Робер задолго до беспорядков успел сделать хорошую карьеру при дворе. Но в его теле придворного колотилось сердце варвара. Он знал: что бы ни случилось с дворцами, травка будет зеленеть, а поселянки гулять. Жизнь продолжается.

ПРОПОЙЦЫ ЭРЫ БАРОККО

Русский вельможа в правой руке держал кнут, а в левой - "Новую Элоизу". Душеспасительное чтение не мешало ему сечь и вешать. Он уже был убежден в том, что человек по своей природе добр, но не был вполне уверен в том, что крепостной - человек. Ум XVIII века был с широким сердцем не в ладу. Под покровом европейского образования скрывалось патриархальное варварство. Благовоспитанный помещик с тягой к прекрасному выбирал картины Робера, выражающие по-своему конфликт между цивилизацией и природой. Сладостное сочетание руин с поселянками казалось ему, вероятно, высшей точкой европейской гармонии.

Торжество природы на просторах России вовсе не элегия. Любовь к Роберу говорит о постепенном смягчении господского вкуса под воздействием образования. Петр Первый ввел в России вакханалии - в приказном порядке: пить, курить, бороды брить, с девками танцевать. Этот способ воспитания недостатков быстро нашел своих горячих приверженцев. Русский художественный вкус, даже в екатерининскую эпоху, отличался еще такого рода чрезмерностью в худшем. Если любили Рубенса - то такого, чтоб даже фламандцы краснели.

"Шествие Вакха" Франса Франкена-младшего (1581-1642) - радикальный пример рубенсовщины. Процессия вдрызг упившихся персонажей волочится по направлению к гигантскому храму-ротонде, полуспрятанному за холмами. Толстомордую вакханку с трудом тащит на спине ее кряжистый спутник. Осел ревет, но все-таки везет повозку, где восседает божок виноградной лозы. Слон косит глазом на зрителя, его хобот напоминает свиной пятачок, его огромное ухо выписано тщательней, чем лица, а на слоновью спину водружен громаднейший канделябр с разожженным костром. Растрепанные бабы бьют в бубны и пляшут, сатиры дуют во флейты всех сортов, верблюды трясут горбами. Весь этот шум и гам, зоопарк с борделем демонстрируют буйство торжествующей плоти, равного которому не было до Рубенса. Франкен - это Рубенс малого формата: в "Шествии" есть и редкие животные, и жирные обнаженные телеса, и плотность человеческой массы. Катастрофическое жизнелюбие композиционно подчинено мифологическому сюжету, который, однако, у Франкена служит скорее поводом для того, чтобы написать много голой и экзотической натуры.

Две стороны европейского барокко начала XVII века - караваджизм и рубенсовщина. Подчеркнутое внимание к развлечениям было свойственно и Караваджо, и Рубенсу, хотя по-разному. "Веселящаяся компания" Якоба Дюка (1600-1660) - это сборище гуляк, которые пьют вино, играют в карты и слушают музыку (не хватает только гадалки для того, чтобы перечень караваджистских мотивов был полон). Здесь банальная вечеринка возведена в степень праздника. Франкен и Дюк - художники, работавшие задолго до того, как русские начали покупать светскую живопись. Тем интереснее, что именно эти их работы оказались в России. Покупая подражательные работы второстепенных мастеров, русские дворяне, несомненно, отбирали те, которые в большей степени соответствовали их вкусу и моде. Но этот "воображаемый покупатель" со временем все больше терял свою грубость. От подражателей Рубенса - к Роберу: вот путь в два века длиной, который русские покупатели прошли семимильным шагом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
708
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
828
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
415
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
287

Другие новости