0
2719
Газета Культура Интернет-версия

27.06.2000 00:00:00

Эрмитаж в Лондоне

Тэги: Норман, Эрмитаж, музей, Пиотровский


Джералдин Норман.
Фото Дженни Мортимер

- ТАК МНОГО музеев в Лондоне. Почему Эрмитаж?

- Эрмитаж, с моей точки зрения, величайший музей мира. И для Лондона, и для Британии увидеть небольшой меняющийся образ Эрмитажа - совершенно уникально и прекрасно.

- Как это будет организовано? Сменные выставки?

- Да, мы планируем делать по одной выставке в год, длящейся 11 месяцев. Еще месяц нужен, чтобы менять экспозицию на следующую, потому что создать выставку очень сложно.

- Расскажите, пожалуйста, о первой выставке.

- Первая выставка будет называться "Сокровища Екатерины Великой": у нас разместятся некоторые из экспонатов, собранных Екатериной II. У нас четыре галереи и еще один коридор, где также можно выставлять работы. Первая галерея будет посвящена жизни Екатерины Великой и объяснит посетителю, кто она была и что сделала. Затем - галерея, показывающая ее коллекцию гемм и камей. Дальше - коридор, посвященный ее страсти к древностям - настоящие римские древности. Затем - комната, отведенная под декоративные произведения, сделанные по ее заказу, в особенности мебель и фарфор. В последнем зале - ее восточные коллекции.

- Какие-то работы из коллекции Роберта Уолпола, которые она собрала, будут представлены на выставке?

- У нас будет не так много живописи. Мы собираемся выставлять то, что мы называем "шедевр в гостях": в наших комнатах всегда будет одна великая картина из Эрмитажа. Но, конечно, музей не хочет расставаться с шедеврами надолго. Так что мы будем выбирать три шедевра, посещающих нас за год. И первым станет великий Пуссен из коллекции Уолпола - "Моисей, иссекающий воду из скалы". Для нас это очень интересно, потому что это одна из великих картин Уолпола, возвращающаяся в Англию.

- Картина из коллекции Уолпола впервые с XVIII века снова посетит Англию?

- На самом деле здесь уже была выставка, посвященная коллекции Уолпола. Лорд Чамли владеет частью работ из этой коллекции. Некоторые были взяты из Эрмитажа, некоторые - из Национального музея в Вашинтоне (это те шедевры, которые в начале 1930-х были проданы из Эрмитажа Эндрю Мелону, как, например, портрет Филиппа, лорда Вартона, написанный Ван Дейком. - М.С.). Сделали выставку в Кенвуде (музей-усадьба, расположенный в Хэмстедском парке. - М.С.). Не очень большую, но там были некоторые работы из коллекции Уолпола из России.

- Ваша первая выставка будет сокращенным вариантом эрмитажной, посвященной Екатерине?

- Она будет меньше и вообще другой, потому что на предыдущей выставке Эрмитажa, к примеру, не было ничего из ее восточной коллекции. Это будет ново, и думаю, что наш акцент будет другим. Это скорее нечто вроде направленного взгляда, чем обзор коллекций Екатерины.

- Какого рода основа этой выставки: ею владеет государство или это частная инициатива?

- Это полностью частная инициатива. Идею выдвинул лорд Ротшильд. Один из богатейших людей Британии, он также знаменит как покровитель искусства. Он попечительствовал над лотереей, которая дает деньги искусству в Британии. Так что он - центральная фигура среди тех, кто патронирует искусство. Он привлек к этой работе меня и зарегистрировал благотворительную организацию - "Фонд развития Эрмитажа". У этой организации есть совет попечителей - очень известных бизнесменов и аристократов. Все деньги собрали друзья лорда Ротшильда. Государственное участие в этом проекте придет, я надеюсь, в виде страховки, потому что страховка очень ценной выставки может быть очень высокой. И я думаю, что мы будем иметь государственную гарантию.

- А что касается безопасности?

- Конечно, мы должны платить за безопасность. И мы должны обеспечить очень высокий уровень охраны для того, чтобы получить эту государственную поддержку, потому что существующие правила, на которых предоставляется такая гарантия, очень строги относительно уровня безопасности.

- Вход будет свободным?

- Жаль, но свободным он не будет. Каждый должен будет заплатить по пять фунтов (для сравнения - вход в музей Курто стоит сегодня три фунта. - М.С.). Четыре из них пойдет в "Эрмитаж траст" в Лондоне, а один будет пожертвованием в музей "Эрмитаж" в Санкт-Петербурге. Так что каждый посетитель отдаст один фунт за то, чтобы посмотреть на сокровища у себя дома.

- Пожалуйста, расскажите немного о ваших связях с русским искусством.

- Я была журналисткой, занималась изобразительным искусством и пять лет назад посетила Санкт-Петербург и Эрмитаж в первый раз. И поняла, что нужно писать книгу об Эрмитаже и его истории. Я попросила Пиотровского о содействии. Так я написала "Биографию" Эрмитажа, - от 1760-х, времени Екатерины, до 1997-го, когда книга была окончена. Я очень привязалась к музею. Я узнала людей, которые им руководят, и делают это очень хорошо. И начала понемногу помогать, представляя музей возможным благотворителям с Запада. Я представила доктора Пиотровского лорду Ротшильду. Так что, когда возникла идея создания Эрмитажа в Лондоне, я просто оказалась в центре событий. И меня пригласили руководить.

- Какой период в истории Эрмитажа вам нравится более всего?

- Мне нравятся все периоды истории Эрмитажа. То, как музей стал национальным центром археологии, самым большим музеем советской страны, для меня так же интересно, как эпоха Екатерины II.

- Что будет лучшим свойством британского Эрмитажа?

- Мы стараемся оформить интерьеры так, чтобы они выглядели, как галереи Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Надеемся, что у людей будет впечатление, что они гуляют по крылу Зимнего дворца. У нас будет наборный паркет, сделанный в Санкт-Петербурге. У нас будут прекрасные канделябры. Мы сделаем реплики эрмитажной мебели. Так что в Лондоне можно будет посидеть на стульях Росси. Будет настоящее ощущение Эрмитажа.

Сомерсет Хаус - правильное место. Он был построен в 1780-е, почти как Старый Эрмитаж в Петербурге.

- А кто дизайнер?

- Английский музейный и выставочный дизайнер Джаспер Джейкоб. Он сделал наш Национальный морской музей, Императорский военный музей, много выставок в Королевской академии. Он побывал в Санкт-Петербурге до того, как был выбран дизайнером. Он был большим энтузиастом в том, что касается Эрмитажа.

- Какая лучшая британская работа в Эрмитаже, на ваш взгляд?

- Я думаю, часы-павлин Джеймса Кокса.

- Часть британской коллекции Эрмитажа будет выставлена в Лондоне?

- Мы думали об этом. Пиотровский начал с идеи о том, что каждая выставка, которую мы делаем, будет включать хотя бы одно великое произведение британского искусства - это может быть серебро, это может быть живопись. Каждый раз это будет что-то иное. На деле, собирая вместе выставку, посвященную Екатерине Великой, я была удивлена тем, что в каждой комнате есть некая связь с Британией - будь то кабинет гемм или дизайн в стиле "китайщины", сделанный британским архитектором. Есть близкая связь между Британией и Россией: я действительно поняла это, создавая выставку. Так что я думаю, что каждая комната будет содержать что-то очень интересное, связанное с Британией или вдохновленное Британией. Мы не будем устраивать выставку британского искусства - потому что достаточно британского искусства в Британии. Я думаю, что мы будем устанавливать исторические связи между нашими странами.

Лондон-Москва

Редакция "Независимой газеты" благодарит Британский совет за помощь в подготовке материала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
703
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
823
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
414
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
286

Другие новости