0
1109
Газета Культура Интернет-версия

14.07.2000 00:00:00

Стаханов без Мэрилин

Тэги: фото, выставка


фото, выставка Дмитрий Дебабов. Ковроткачество. Армения, 1940.

Алексей Стаханов - русская Мэри Пикфорд (Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Мэрилин Монро). Передовики производства были нашими звездами, Герои Соцтруда - любимцами народа. Стахановцы на выставке есть, Мэрилин-Марлен - нету. В этом - отличие. Труд был провозглашен мечтой советского человека. И запечатлен в сотнях фотографий как "дело чести, доблести и геройства". Американскими мастерами труд показан как повседневная рутина: тяжкий, однообразный. Глянцевые журналы - за скобками.

Фотография не проникает внутрь героя. Наоборот: она демонстрирует ту задачу, которая была у автора. Выражение лица персонажа срежиссировано под задачу. Это главный урок советского фото тридцатых. "Первые пассажиры: строители метро" (1935) - снимок Ивана Шагина: широкие улыбки, удовольствие на каждом лице. Пару лет назад были выставлены предварительные кадры Шагина, на которых эта история выстраивается совсем по-другому: видно, как именно бригадир "ставил улыбку" рабочим. Радость трудяг так же инсценирована, как счастье кинозвезд. Задача голливудской фотографии - создать образ настоящей мечты. Гламур - глянцевые портреты идолов в роскошных платьях с дрессированными гримасами - вот подлинный шедевр пропаганды. В России тридцатых стахановцы-челюскинцы играют роли идолов.

Артур Ротштейн. Джон Дудек, старый бакалавр, живущий на окраинной ферме, Дэлтон, округ Эллегани, штат Нью-Йорк, 1937.

Есть два мира: советский и американский. Задача - сравнение. Цель - выставка. Но субъекты сравнения неидентичны. Советские репортеры одновременно постановщики (при всей трескотне вокруг "борьбы с инсценировкой"). Их реальность - мир соцреализма: "общее в особенном", типическое в индивидуальном. Американские фотографы - или репортеры, или постановщики. Нет у репортеров социальной задачи конструировать образ счастья небывалого. Для этого есть другие: студийные мастера - звездолизы.

По обе стороны океана общее - авангард. В России - Родченко, в Америке - Мохой-Надь, который с 1937 года жил в Чикаго. Но если Родченко в тридцатых так или иначе повлиял на всех советских репортеров, то роль Мохой-Надя была скромней. Артур Сигель учился у Надя: взгляд сверху на машины у перекрестка (1942) - типичный ракурс типичной темы европейского авангарда. У Родченко "уличное движение", снятое сверху, - повод для полноценной выставки. "Пропаганда и мечты" представляет Георгия Зельму с историей о том, как трамвай на рельсы встал (1931). Тот же взгляд, та же тема определила в тридцатых десятки советских снимков, в выставку не вошедших: в диапазоне от Родченко до драматического "Входа советских танков в Ригу 17 июня 1940 года" неизвестного фотографа. Для Америки тридцатых важнее взгляд из окна/ в окно автомобиля. "Семья мигрантов из Теннесси" (1937) снята Артуром Ротштейном у автомобиля, их дома: дверца машины выступает символом отчуждения; за ней - угрюмый взгляд мальчугана через стекло, усталое лицо матери. В этой разнице между "уличным движением" и "взглядом из/в автомобиль" - глубокое различие установок. Общий план сверху отстраняет личность, подчеркивая движение механизмов. Это портреты улиц, а не людей. В американской фотографии, наоборот, автомобиль присутствует как личное начало, формирующее характер в портрете. Фермер, застрявший у обочины со своим добром, снят тем же Ротштейном в том же Теннесси (1937): катастрофическое нагромождение мебели в кузове служит яркой индивидуальной деталью. Вот отличие - американцев интересует индивидуальность, русских - коллектив. Ракурс, плотная рамка кадра и прочие достижения конструктивизма вовсе не так значимы для американских фотографов, как для советских. Коллективное тело требует более радикальной точки зрения, чем индивид.

На обложке демонстрация. Комсомолки, спортсменки, красавицы - все в белом, грудь навыкат - маршируют по Красной площади. Фото Ивана Шагина - спортпарад 32-го года. Так открывается американский каталог "Пропаганда и мечты". Так выглядят рекламные плакаты на улицах города.

Активная масса - тема, которой нет в американском разделе. Есть индивидуальные истории, есть рассказы о социальных взаимосвязях, но исключен один их вид, самый важный для характеристики тридцатых, - это снимки толпы, организованной политически. Есть танцы, есть фермеры, есть выпивохи. Нет демонстраций. Хотя фотография тридцатых дает много отличных примеров. Хрестоматийно "Право на собрание" (1939) Артура Сигеля: типичный для ученика Мохой-Надя взгляд сверху дает картину людского моря. Подобных снимков на выставке нет.

Коллективная истерия - вид социального действия. Пионеры с противогазами на лицах - яркий пример. Виктор Булла сфотографировал страх толпы в его сути: лица стерты, тела подчинены сверхидее. Хотя отличной парой к пионерам в противогазах были бы клансмены в белых балахонах. Тема одна: подавление личности в параноидальном порыве массы. "Группа ку-клукс-клана на ж/д станции Топека, Канзас" - известная фотография неизвестного автора, которая рисует сплоченную толпу, захваченную идеей белого превосходства. Она не подходит по времени (снята в двадцатые), но подходит по форме.

Вот основная проблема. Выставка построена на пересечении "тематического", "исторического" и "эстетического" принципов. Все три требуют разного отбора. Тема "мечты" может включить визуальное сравнение Греты Гарбо с Алексеем Стахановым, рассказ об истории не может обойти стороной массовые выступления американцев в тридцатые, эстетическая рифмовка американских и советских снимков может легко быть продолжена. Куратор Лия Бэндэвид-Вэл начала свою работу над выставкой с фотоальбома, который случайно попал ей в руки в АПН: там была карточка Аркадия Шайхета (1927), напомнившая ей хрестоматийный снимок Доротеи Ланг (1936): мать в поле, кормящая ребенка грудью. Но на выставке всего понемногу: и об истории двух стран, и об идеологии, и об эстетике. Эта экспозиция - рывок вперед. Но ее задача так широка, что, кажется, не охватить и тремя выставками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
541
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
646
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
772
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
762

Другие новости