0
1027
Газета Культура Интернет-версия

31.08.2000 00:00:00

Яростная борьба за культуру

Тэги: театр


театр Хайбула Абдулгапуров.

ИЗВЕСТНО, самородки рождаются случайно. Для этого нужна соответствующая среда. Земляки Хайбулы - ратлубцы - издревле славятся как люди своеобразные, скромные, трудолюбивые. Такими были и родители Хайбулы Абдуловича. Отец его Абдулгапур никогда не закрывал дверей своего дома, чтобы свободно мог войти любой, кто нуждался в его помощи. Безнравственным считал досыта кушать хлеб самому, если в селении кто-нибудь голодает. В течение многих лет был бессменным председателем сельсовета. Когда в январе 1942 года Абдулгапур уходил добровольно на фронт, провожать его вышли все ратлубцы.

- Я обязательно вернусь, мы еще построим новое село, - успокаивал Абдулгапур. Он сдержал слово, вернулся в победном 1945 году... в Чечню. Пока вожак ратлубцев и десятки его земляков защищали Родину, оставшиеся в ауле жители были насильственно перемещены в Чечню, а само селение Ратлуб разграблено и разрушено до основания с таким расчетом, чтобы выбить из голов свободолюбивых горцев саму мысль о возврате в родные места. Такая участь постигла в роковом 1944 году жителей многих сел Дагестана.

Ужасными были последствия того государственного насилия. Ратлубцы, выросшие высоко в горах, в первые же месяцы переселения начали погибать в Чечне десятками и сотнями, целыми семьями - от жары и болезни, от сердечной боли и нервного расстройства. То был форменный геноцид. Недолго выдержал потрясение и Абдулгапур. Хайбуле шел двенадцатый год, когда не стало отца. Мать, мудрая и рассудительная женщина, хотела, чтобы любимый ее сын стал человеком, достойным своего отца, продолжением его дум и стремлений. Сходу, без особых усилий он поступил в 1960 году на исторический факультет Даггосуниверситета. Однако не суждено было ему стать историком. Вот что он рассказывает сам:

- Вдруг читаю в газете объявление о наборе в аварскую студию при Тбилисском театральном институте. Я, никого не спросясь, забрал документы из университета и подал их в студию. Меня приняли. В 1964 году окончил актерский факультет. Кому-то из нашей студии нужно было стать режиссером. Выбор преподавателей пал на меня. Меня приняли на третий курс режиссерского факультета, которым руководил Михаил Иванович Туманашвили.

В 1967 году он, будучи студентом-практикантом, осуществил в городе Буйнакске, на сцене Аварского театра постановку дипломного спектакля "Горцы" по пьесе Романа Фатуева. В последующие годы Абдулгапуров поставил около сотни спектаклей: от древних классиков до произведений современных драматургов.

С 1971 года Хайбула Абдулгапуров - главный режиссер дагестанского Аварского государственного музыкально-драматического театра имени Гамзата Цадасы. Однако творческая работа не ограничивается сценой Аварского театра - он сотрудничает с другими национальными театрами: русским, лакским, лезгинским, кумыкским. Частью его творчества давно стали разработки сценариев и проведение массовых театрализованных представлений на стадионах и площадках городов и сел, народных праздников, юбилейных торжеств.

Хайбула Абдулович уверен в том, что в республике пока еще не выработался по-настоящему сильный театр. В прежние годы мешали строгие рамки дозволенного, партийно-чиновничий диктат, а теперь складывается впечатление, что театр как таковой вообще не нужен: ни властям, ни народу.

Махачкала


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2241
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2049
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1578
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1420

Другие новости