0
1082
Газета Культура Интернет-версия

28.10.2000 00:00:00

"Проповедь язычникам" в версии Михаила Пиотровского

Тэги: Эрмитаж, Пиотровский


- КАКИМ образом будет построена галерея Гуггенхайма в Эрмитаже? Она будет подобна проекту МОМА, то есть несколько картин будут выставляться одновременно в зале Эрмитажа?

- Идет значительно более серьезный разговор. Речь идет об отделе искусства ХХ века, который будет создан в помещении Главного штаба. Речь идет о 30-40 комнатах - залах для временных выставок. То есть это будет большой отдел, с большим количеством вещей, которые будут приезжать из Музея Гуггенхайма (как из МОМА), но на долгий срок - не на два-три месяца, так что это будет более масштабно. Кроме того, мы просто будем весь этот отдел создавать вместе, концепцию отдела будут вместе создавать наши сотрудники и сотрудники из Музея Гуггенхайма.

- Это будет отдел, занимающийся только гуггенхаймовскими проектами?

- Нет. Это будет отдел искусства ХХ века. Поскольку век кончился, мы теперь можем его архивировать. И, конечно, это будет эрмитажный отдел и эрмитажная политика. Но мы будем в значительной мере проводить ее вместе с Гуггенхаймом как часть нашего общего сотрудничества, которое включает очень много планов. В частности, сейчас мы работаем над проектами разных совместных выставок, которые будут и здесь, и в Америке, и где-нибудь еще. Они будут совмещать наши возможности - новое искусство и классическое искусство. Идея для меня дорогая, что между искусством ХХ века и искусством XV века большой разницы нет - можно найти очень много соответствий.

- Вы будете выставлять вместе вещи, пришедшие из Музея Гуггенхайма, и вещи, пришедшие из Эрмитажа?

- Не в этом отделе, конечно, а в других местах. В самом этом отделе мы постараемся построить экспозицию так, чтобы это было созвучно Эрмитажу, созвучно эрмитажной коллекции. Я не могу сказать, как мы это сделаем. Но идея будет такая. Нам обязательно нужно будет сделать, чтобы это было уникально, чтобы это было оправданно. Почему в Эрмитаже? Почему ХХ век? Потому что мы можем сделать то, чего не получается ни у кого, - как-то нащупать эти связи. Даже в Метрополитене это не очень получается. Я не знаю, получится ли у нас, не могу сказать.

- Галерея Эрмитаж-Гуггенхайм в Нью-Йорке - это будет что-то подобное Эрмитажу в Соммерсет Хаус?

- Я думаю, что нет. Там будет просто показ классического искусства - выставки из Эрмитажа, скорей всего так.

- Там будет Сезанн и искусство ХХ века из Эрмитажа?

- Думаю, что нет. Для начала, наверное, будет что-то, привлекающее людей, - может быть, еще в старом здании Музея Гуггенхайма сделаем небольшую, но представительную выставку, а дальше мы постараемся придумать что-то необыкновенное.

- Как-то вы сказали, что "расширение Эрмитажа - европейский ответ империи Гуггенхайма"?

- Это была такая шутка. Когда я это говорил, мы еще работали с Амстердамом, и я имел в виду скорее стиль того, как это делается, чем действительно то, что мы отвечаем Гуггенхайму. Я имел в виду, что мы делаем это по-европейски, с Амстердамом, который нам близок, и что это все очень сентиментально - создание выставочного центра Эрмитажа в Амстердаме. Но это сравнение - одна из тех вещей, которые привели к союзу Эрмитажа и Гуггенхайма.

- Но от кого исходила волна? От Музея Гуггенхайма?

- Трудно сказать. Дело в том, что мы много раз встречались с Кренцем, и по-разному обсуждалось - это совершенно нормальная вещь - наше сотрудничество. Потом возникла идея - она шла от нас, потому что нам надо показывать ХХ век: комната МОМА и комната Гуггенхайма? Потом в разговорах мы достигли понимания того, что надо сделать что-то такое, чего у других нет. Наверное, это возникло с подачи Гуггенхайма, потому что они стали как раз изобретать свой новый музей в Манхэттене. Я много раз видел эти проекты на разных этапах, здесь и пошел разговор.

- А какова будет роль частных благотворителей в этом проекте? Будет ли участие, подобное участию лорда Ротшильда в проекте "Эрмитаж в Соммерсет-Хаусе"?

- Лорд Ротшильд, кстати, не благотворитель, он председатель - там собираются средства, там много благотворителей. В Музее Гуггенхайма немножко другая схема: с одной стороны, мы собираемся пожать руку благотворителям Гуггенхайма, ведь большая часть западных благотворителей, которые у нас есть, они более традиционной сферы, так сказать, метрополитеновские. Музей Гуггенхайма нам будет в этом помогать. Но суть нашего проекта состоит в том, что мы вместе с Гуггенхаймом будем зарабатывать деньги, то есть получать оплаченный труд, это включает программу сотрудничества в Интернете и программу совместных выставок. Мы будем зарабатывать, чтобы у нас для проекта реконструкции были собственные деньги, которые будут привлекать и стимулировать инвесторов и благотворителей.

- Не секрет, что музеи, скажем, Метрополитен и Гуггенхайм, в состоянии конкуренции. Не мешают совместные проекты?

- Тут нужна очень сложная дипломатическая работа. Конечно, в Метрополитене слегка обиделись на то, что мы не к ним пришли за таким сотрудничеством, на что я им отвечал, что нам-то как раз трудно с ними сотрудничать, потому что мы рассказываем про одно и то же. А Гуггенхайм как раз начинается там, где мы кончаемся. Надо сказать, что я до и во время переговоров заранее специально предупредил всех своих коллег - и директора Метрополитен, и директора МОМА, и многих других - о том, что мы собираемся делать. Конечно, у всех всегда бывает некоторая ревность, но я думаю, что мы продолжаем все проекты, какие только были, - никакой исключительности, эксклюзива нету. Тем более что Гуггенхайм - это все-таки определенное направление, далеко не исчерпывающее того, что есть. ХХ век - вокруг него и в связи с ним. А Метрополитен остается. Мы в октябре открыли большую нашу выставку в Метрополитен - скифское и сарматское золото. Для нас это вообще самое главное, это как раз в духе нашего сотрудничества.

- Вы говорили о "культурной экспансии" на открытии выставки "Амазонки авангарда" в Нью-Йорке. Эти же слова говорил президент Путин. Значит ли это, что вы вдохновили Путина на такие слова?

- Нет, я могу сказать, что речь идет о концепции, которую уже неоднократно обсуждали в кругу и политиков, и деятелей культуры. Я сказал впервые о культурной агрессии на Совете по культуре в МИДе, потом был Совет по культуре в Кремле, тогда я как раз спросил у Владимира Владимировича: можно так сказать? Он сказал: лучше "экспансия". В Музее Гуггенхайма мы как раз говорили перед открытием выставки об этом же - он немножко сослался на меня в своей речи. Я думаю, что это идея, которая соответствует духу нашей нормальной внешней политики - это не значит, что ее кто-нибудь благословил, и все. Но я-то думаю, что сейчас идет речь о названиях. На самом деле все это происходит - я думаю, название "экспансия" более правильно, чем "двухсторонние отношения"...

- Есть ли какая-то связная государственная культурная стратегия? Уже существует такая?

- Я думаю, что нет. Она существует больше на двухсторонних связях, но я думаю, что государство нам не нужно, для учреждений культуры нужно свое собственное осознание, что мы делаем большое дело и что мы задаем тон, а мы действительно задаем тон, и в этом ничего плохого нет. "Агрессивность" в английском языке - это хорошо, а по-русски это плохо.

- Вы определили культурную экспансию как "проповедь перед язычниками"?

- Это следующий этап, да.

- Значит ли это, что Эрмитаж будет пропагандировать православное искусство в буквальном смысле слова?

- Нет, конечно, мы действуем более широко. Конечно, будем, потому что мы открыли громадную выставку "Византия-Русь-Синай". Просто ведь когда мы везем выставки за границу, то иногда они попадают в самые престижные супермузеи - как Метрополитен, и приходит туда самая-самая утонченнейшая публика. Для них это и делается. Туда не придет неутонченная публика. Хотя у них программа. В Метрополитен делают выставки на мусульманский сюжет, и радуются, что приходят мусульмане. Или выставки, связанные с африканским искусством, - там приходят африканцы.

- То есть русское искусство за рубежом идут смотреть русские?

- Нет, совсем нет. Мы не очень рассчитываем на русскую аудиторию. У нас все-таки два музея: Эрмитаж и Русский. Миссия Русского музея - проповедовать русское искусство. Мы делаем выставки и про Россию - но историко-культурные и опять же не ориентированные для русских. Мы представляем шедевры мирового искусства в разных аспектах.

Но часто мы делаем выставки там, где, казалось бы, может быть трудно. Что можно выставить в Японии? Когда я в первый раз увидел нашу выставку в Японии (а это была русская культура, прикладное искусство), то, сколько людей на открытии стоит в очереди с детьми утром, когда я подсчитал, сколько тысяч людей, одни воспитанные, другие еще нет, приходят туда и после этого уходят, а безусловно, они уходят, что-то получив, то подумал, что вот это наша миссия. Эта же миссия и здесь. Кстати сказать, мы в советское время в значительной степени выполнили эту миссию - все-таки музейный уровень людей по сравнению с 1917-1918 годами поднялся сильно. Они как-то привыкли к музейной культуре. Так что это мой ответ на вопрос: "А чего вы не туда, куда надо возите?" Поскольку мы собираемся расширять нашу активную выставочную деятельность, я должен все время выдвигать такую формулировку: если гора не идет к Магомету... Нести свет в массы.

- Говоря об отношениях с русскими за рубежом. Скажем, русские в Америке сейчас что-то дарят или, может быть, собираются сделать какой-то музей там же, на месте?

- Честно говоря, мы хотим своей деятельностью показать, что нужно дарить. Нам дарят вещи, особенно военно-исторические и прочие реликвии из Европы, для нас это очень важно. Мы стараемся создать такую атмосферу. У нас выставка "Николай и Александра" была сделана с расчетом на американцев, там было много роскоши, но при этом архивные документы, которые мы их заставили прочитать в английском переводе.

- Это по следам английского бестселлера?

- Да, именно потому, что они это знают. Мы старались использовать, с одной стороны, имя бестселлера "Николай и Александра" - оно в Америке сразу людей тащит и ведет, а внутри дать что-то уже созвучное нам. Так что я думаю, что мы русскую аудиторию больше будем привлекать тем, что мы делаем, и тем, как это хорошо получается, потому что тут не та ностальгия, которую испытывают армяне, евреи, итальянцы...

- Здания музеев современного искусства во всем мире - это манифесты крупнейших архитекторов. Будете ли вы привлекать для строительства Гуггенхайма в Эрмитаже Фрэнка Гэри?

- Мы не будем строить Гуггенхайм в Эрмитаже, мы будем реконструировать здание Главного штаба. Конечно, там будет ХХ век. Нужно что-то придумать. Менять здание мы не будем. Кто будет у нас архитектором, я не знаю - мы пользовались советами и Франка Гэри, и Рема Колхааса, и Нормана Фостера, и Майкла Грейса. У нас же есть оценочный совет по реконструкции Эрмитажа, который возглавляет Альфред Таубман, хозяин "Сотбис", который собрал там целую компанию архитекторов - Майкл Грейс, Джэнет Кон, Норман Фостер. Так что мы пользуемся их советами. Никто из них, пожалуй, ничего не будет нам предлагать - это для них слишком узкие рамки. Все, что там можно сделать, - это дизайн выставки, дизайн экспозиции. Это слишком мелко.

- А будут ли оформлены залы Эрмитажа в новом здании Гуггенхайма, подобно классическим залам Эрмитажа, подобно тому как это предполагаеся в Соммерсет-Хаус?

- Мы еще посмотрим. Наверное, нет. Все-таки Соммерсет-Хаус - здание совпадающее. А Гуггенхайм - уже здание такое закрученное. Я думаю, в Манхэттене мы как раз попробуем показывать это в интерьерах, которые будут современными.

- Когда можно будем увидеть первую выставку Гуггенхайма в Эрмитаже?

- Это будет в середине года. Скорее всего это будет выставка, связанная с фотографией, потому что это для нас такая новая вещь. Мы начинаем с фотографии.

- Это будет продолжать выставку Ирвинга Пэнна...

- Мы просто решили, что нам надо серьезно заниматься фотографией. У нас теперь есть сотрудник, который специально этим занимается, Андрей Наследников. Он ездил в Чикаго - так что начнем, посмотрим. А там дальше еще будет видно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
840
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
994
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
488
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
335

Другие новости