0
852
Газета Культура Интернет-версия

30.11.2000 00:00:00

Грани будущего

Тэги: Тобрелутс, ФЕНСО, Комар, Меламид


Происхождение искусства тесно связано с древней магией. Первые художники рисовали зверей на стенах своих пещер. Они верили в явную силу этих рисунков и в их прямое воздействие на тех, кто нарисован. Изображения животных - самая древняя из художественных традиций. Животные, изображающие мир человека, - недавнее изобретение Виталия Комара и Александра Меламида. Они работают вместе с обезьянами и слонами, термитами и бобрами. Одно из основных отличий человека от зверя и состоит в том, что человек разумный выражает себя, создавая фигуративные образы. Комар и Меламид ироничны. Их проект "Сотрудничество с животными" (1999) в очередной раз подвергает сомнению некоторые из оснований искусства. И некоторые из основ его современной теории.

В 1973 г. Комар и Меламид придумали художника-реалиста Николая Бучумова. И занялись живописью за него. В 1998 г. они обучили Микки фотографии. И выставили ее работы в Галерее Марата Гельмана. Что здесь является предметом искусства? Та стратегия управления, с помощью которой манипулируют зрителем. Микки - мартышка. Если бы на ее месте был живой человек, никто бы не заметил иронии. Газеты заполнили бы рецензии о новом, талантливом и субъективном фотографе. Просто Комар и Меламид делают зримой ту манипуляцию, которая обычна в мире искусства. "Наша Москва глазами обезьяны" - это проект, в котором традиционные роли человека как субъекта и животного как объекта, казалось бы, перевернуты. На деле - это фотосерия, которая демонстрирует невозможность изменения таких взаимоотношений. "Экологическое сотрудничество", выходит, - более изощренная форма человеческого диктата. Оно подано как кураторский проект, в котором люди-кураторы навязывают обезьяне заранее придуманную роль.

Ирония Комара и Меламида тотальна. Вся система реальности под вопросом. В первую очередь то, что прямо окружает художников - их мир, сообщество производителей и потребителей искусства. Суть не в том, кто служит орудием действия художников - обезьяна, или слон, или термит, а в самом статусе иронии. Она становится универсальным инструментом, который помогает видеть мир без шор. Ирония прямо противоположна магии, она помогает избавляться от власти социальных стереотипов. Оценка и переоценка воздействия искусства - то, что важно для художников нашего времени. Комар и Меламид - живые классики. Их тотальная ирония придает выставке "Грани" первотолчок.

Реальность - это конструкт. Он создан социальными клише. Реконструкция - то, чем занимается группа "ФЕНСО" в инсталляции "Вы спрашивали об этом" (1995): 5 фотографий, 5 графических листов, 2 чемодана и 4 шара. На одном из фото - два парня разглядывают пласт "Дорзов", который третий держит под мышкой. Еще лет 10, небольшое смещение акцентов - и работа "ФЕНСО" будет выглядеть исторической съемкой. Молодые герои (их играют сами авторы) изображают "альтернативных" персонажей. Маргиналы, тоскующие по идентичности, здесь найдут свою историю.

Шары в коробочке - принадлежность всякого магазина "восточных" товаров. Китайцы медитируют. А европейцы подражают. Медитация - способ забыть о времени. Два шара, блестящих в чемодане, на фоне алого бархата обивки, напоминают о медитации. В блеске этих шаров отражаются посетители. И время исчезает.

А идентичность остается. Время жизни фотогероев размыто. Где-то между пятидесятыми и девяностыми. Их маргинальность декларативна: парни лезут через забор, парни слушают "Дорз". Зачем? Не важно. И не ясно, когда в точности это происходит. Ясна только их социальная группа. Их психологическая установка. Мимо течения. Сбоку от истории.

"ФЕНСО" создали клише. Оно готово для маргиналов всех мастей: своя рок-группа, свой забор - давай перелезай. "ФЕНСО" подражают некоей реальности, но при этом попадают во временной зазор. Их фото - не документ, а постановка. Разрыв значений между постановкой и документом - поле игры художников. Этот вот промежуток между реальностью и иллюзией - их территория. Это подражание реальности с сильным ироническим смещением. Разрыв и смещение порождают новое значение.

Истории больше нет. Но Ольга Тобрелутс создает вечные ценности. Вечные в новом смысле. При цифровой фотографии носитель изображения принципиально не обладает уникальностью. Записывается не "изображение", но информация, представленная в виде последовательности нолей и единиц логической машины. Произведение может быть переписано на жесткий диск компьютера или дискету, заслано в Сеть или распечатано. И эта последовательность нолей-единиц может существовать вечно - при последовательной смене материальных носителей. Эта информация может быть практически мгновенно (в человеческом измерении) передана из одной точки пространства в другую точку. То есть границы пространства и времени не имеют больше значения для такого рода искусства. Тобрелутс работает с цифровой фотографией.

Тобрелутс следует вечным ценностям. Вечным в старом смысле. Не критицизм. Не деконструкция. Не феминизм. Одна из ярких особенностей современного российского фотодвижения - активность женщин. Ольга Тобрелутс стала первым в истории русского искусства цифровым фотографом, чья монографическая выставка была открыта в таком крупном музее, как Русский. Тема "женской фотографии" была задействована в новой русской культуре благодаря ее контакту с американской. Но питерской реакцией на заокеанское влияние стал неоакадемизм. Культ тела, красоты и дружеского круга. И компьютерные средства на пути к этой цели.

"Модель" - в этом понятии смыкаются два других. Натурщица - героиня живописца былых эпох, и манекенщица - часть товарной системы позднего капитализма. Смычка новой компьютерной вечности со старым миром классических ценностей и слияние героини с товаром - вот тот синтез, который привлекает к работам Тобрелутс. Она живет в мире цветных женских журналов и античной культуры. Она представляет Наоми Кембелл в виде лунной богини, Афину - в маечке от Версаче, себя саму - в роли матроны эпохи Ренессанс.

"Подлинность какой-либо вещи - это совокупность всего, что она способна нести в себе с момента возникновения, от своего материального возраста до исторической ценности. Поскольку первое составляет основу второго, то в репродукции, где материальный возраст становится неуловимым, поколебленной оказывается и историческая ценность", - так писал много лет назад немецкий философ Вальтер Беньямин. Эта историческая ценность вещи была серьезно поколеблена фотографией, однако не уничтожена вполне. Не будучи более ограничена пространством и временем, цифровая фотография не обладает и подлинностью - даже в том ограниченном смысле, в каком ею еще обладала фотография. Классика, взвешенная по рецепту Тобрелутс, служит материалом для поп-культуры. "Вечные ценности" - это клише, которое подчеркивает исчезновение человека. Его тело - товар и иллюзия одновременно.

Современный художник - не пророк. Он сомневается. Художник сегодня - практик и мыслитель, который, с одной стороны, осваивает те же зоны, что и художник прежних эпох, а с другой - сомневается в самой возможности их освоить. Художник сегодня ставит опыты в области визуального. Они не всегда удачны. Но они открывают новые возможности для будущего.

Новосибирск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
854
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1011
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
495
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
339

Другие новости