0
884
Газета Культура Интернет-версия

02.12.2000 00:00:00

Об ангелах и о свете

Тэги: театр, Папа Риский


- УЛИЧНЫЕ театры Европы демонстрируют удивительное разнообразие. Как бы вы сами определили специфику, своеобразие "Studio Festi"?

- В уличном европейском театре существует три школы: испанская, французская и северная (последняя - во главе с датским "Один-театром"). Испанская школа - это хаос, праздник, народное празднество. Эксперименты Эуженио Барбы в Дании - это уже попытка установить связь между ритуалом и театром, антропология.

В Италии не существует современной традиции уличного театра, но мы, разумеется, богаты традицией народных городских и сельских праздников. Горожане становятся на момент уличного шествия актерами, а площадь - сценой. Многие города до сих пор обладают собственной театральной машинерией, богатыми коллекциями костюмов. В свое время в итальянских народных праздниках участвовали даже ведущие художники Возрождения, выступавшие в роли театральных художников. Достаточно одного имени - Леонардо да Винчи когда-то участвовал в организации миланского уличного шествия.

Еще до недавнего времени в стране не чувствовалось никакой необходимости в профессиональном уличном театре. Жизнь народа сама по себе являлась зрелищем. Но мы замечаем, как в течение последних нескольких лет эта традиция угасает, праздники, которые были когда-то роскошными, вырождаются в этнографию. Наша задача заключается в том, чтобы помочь итальянской традиции подняться на ту былую высоту. Мы задались целью снова превратить городскую площадь в сцену, на которой было бы место чуду.

Также важно отметить, что "Studio Festi" не возит спектакли из города в город. Мы готовим спектакль только на данном месте, по единственному поводу и для "случившейся" в это время и на этом месте публики. Спектакль кончается там, где кончается праздник.

- Для чего было необходимо возвращать ритуал в современное общество?

- Человеку свойственно искать себя в единении с другими и осознавать себя как сообщество. Если нет узнаваемых, повторяемых моментов (а таковыми, несомненно, являются праздники), то сообщество теряется, не осознает себя как таковое.

- Драматический театр не способен соответствовать этой функции?

- Традиционный театр существует для высших слоев общества. Публика в нем - отобранная, это - маленькая часть всего общества. Заставить людей объединиться можно только через красоту. В Средневековье на площади собирались, чтобы посмотреть на казнь, но сейчас людям не стоит показывать безобразное, они нуждаются в красоте.

- Что вы предполагаете показать в Москве?

- В Москве мы покажем первую частью трилогии "Об ангелах и о свете", которая была придумана к празднованию двухтысячного года, объявленного Папой Римским годом "Юбилея". Тема "Юбилея" - это примирение всех религий, которые имеют одного единственного Бога, но по-разному Его объясняют, что и приводит к религиозным конфликтам. Нас попросили показать спектакль на площади Святого Петра в Риме. Для нас важно, что Католическая Церковь идет навстречу другим конфессиям, примиряется с ними, вот почему мы решили показать спектакль об ангелах и в других святых местах: в Иерусалиме и в Мекке. На Рождество мы должны были играть в Вифлееме, но ничего не вышло - политическая ситуация не позволяет нам осуществить замысел. Зато мы возим этот спектакль в другие города, которые нас об этом попросили. С самого начала он был задуман как "выездной".

- Как Папа Римский оценил ваш спектакль?

- Плакал.

- Он что-то сказал вам после спектакля?

- В день показа на главной римской площади открывался отреставрированный собор Святого Петра. И Папа говорил о том, что в спектакле произошло символическое единение сакрального действа с величием искусства во всем его блеске. Фасад собора, долгое время скрывавшийся за "лесами", открывался непосредственно во время нашего спектакля, под наше освещение и музыку.

- Вы сказали, что представление "Об ангелах и о свете" - это первая часть трилогии. Чему посвящена вся трилогия?

- Первый спектакль - о посредничестве между ангелами и небом. Каждый ангел рассказывает, как он получил от Бога определенное задание и почему ему не удалось выполнить эту миссию, как люди противились замыслу. Второй спектакль - "Падение ангелов" - рассказывает о Люцифере, и не столько о его желании стать богом, сколько о желании понять Господа. Третий рассказ - "Последний ангел" - об изгнании человека из рая. Дело человека - обрести его снова. Последний ангел - тот, кто стоит на страже, но он не стражник, а хранитель. Земной рай существует, об этом говорят нам ангелы, и поэтому это оптимистическое зрелище.

Рай есть на земле, и ангелы, живущие в нем, - хранители мировой гармонии. Человек может быть счастлив здесь и сейчас. Вот смысл всей нашей трилогии.

- Где в Москве будет идти ваш спектакль?

- Фоном для спектакля мы выбрали вход на Красную площадь - Троицкие ворота. Это символическое место, не меньше, чем площадь Святого Петра. Сделать в этом пространстве спектакль - задача сложная, ведь ангелы должны полететь над Красной площадью, чья история, по крайней мере для нас, слишком символична.

- Что вы имеете в виду?

- Ставя спектакль на Красной площади, мы не можем игнорировать тот факт, что на протяжении нескольких десятилетий она была символом утопии. Утопии, которая рассыпалась. Двери рая, казалось бы, закрылись, но... В этом смысле мы хотим подчеркнуть, что наш спектакль нельзя назвать религиозным. В центре наших размышлений не Бог, но человек и его связь с вечностью.

- Опишите хотя бы некоторые сцены спектакля, которые вы хотите воспроизвести у Троицких ворот?

- Ангелы будут летать по воздуху на высоте от 15 до 30 метров, все они - женщины: Ангелы Тайны, Пения, Благой Вести и Последний Ангел. Единственного ангела - Ангела Слова - будет представлять мужчина, потому что слово - это всегда мужское начало. Слово опасно, поэтому Ангел Слова - у нас это огненный ангел, в прямом и переносном смысле слова.

- Актрисам не страшно выступать на такой высоте?

- Ангелы будут летать на воздушных шарах. Все они - профессиональные акробатки. К тому же работает тройная система страховки для актеров. Если что-то ломается, то срабатывает следующая система безопасности.

- Вы не боитесь нашей неподготовленной к таким акциям публики?

- Мы всегда боимся инцидентов, которые обычно возникают там, где собираются толпы. И существует целая наука управления толпой. В Палермо мы играли для 1 миллиона 200 тысяч человек, в Японии за три дня наш спектакль посмотрели 6 миллионов. И там, и там все было заранее рассчитано.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
315
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
170
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
180
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
171