0
1269
Газета Культура Интернет-версия

26.12.2000 00:00:00

Новая старая Москва

Тэги: Москва, презентация, выставка


Москва, презентация, выставка

Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000. Под общей редакцией В. Ресина. - М: Московский Дом фотографии, 2000. - 320 с.

Cтройкомплекс - сердце Лужкова. "Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000" - самый яркий российский альбом уходящего года. Его презентация прошла в Московском центре искусств на Неглинной вместе с вернисажем выставки архитектурной фотографии. Владимир Ресин, главный московский строитель, открыл выставку.

На обложке альбома - храм Христа Спасителя. Вид с балкона Кремлевского дворца. Храм Христа Спасителя - самый известный пример московской реконструкции лужковского образца: новодел, выданный за антиквариат. Но на обложке (если вглядеться) - прежний архитектурный монстр, который в дни своей первой молодости выглядел еще уродливей на фоне мелких домиков, окружавших его. Барабан церкви - в лесах.

Стройплощадка открывает книгу. Стройплощадка ее закрывает. От снимка анонимного мастера - к работе Стефана Кутюрье на последней фотостранице; в конце - вертикальный срез городской почвы: стена котлована в районе моста "Багратион". Вся книга - горизонтальный срез вдоль временной оси. Все меняется. Одно неизменно - Москву строят. Название "реконструкция" на первый взгляд не точно, потому что книга представляет не только реконструированные объекты, но и новостройки, какими они были в 1891-м, 1939-м, 1956-м, 2000-м. Москва Златоглавая, Москва социалистическая... Линия, на конце которой - Москва лужковская.

История храма Христа Спасителя стала лейтмотивом книги. Ее открывает та панорама, какую видел царь Александр во время своей коронации в 1856 году: церковь, торжествующая над местностью. Новый ракурс 1928 года - вид на храм от Музея изобразительных искусств; слегка размытый снимок Юрия Еремина резко меняет масштаб: из-за музейной коллонады храм кажется милой ностальгической игрушкой, какой он и должен был казаться в 1928 году. Сверхновый ракурс 1999 года - вид на храм от памятника Петру Великому; точка съемки Игоря Пальмина - у подножия монумента: из-за бронзовых пушечек и парусов храм снова кажется игрушкой. Сборка, разборка, сборка заново - вот этапы большого пути длиной в полтора века. Идея, которая читается сквозь этот альбом, проста. Лужков построил новую "старую Москву". Именно в этом суть его реконструкции.

Тезис - царская Москва, антитезис - советская Москва, синтез - Москва лужковская. Такая тема, такая логика визуальных образов актуальна сегодня, как никогда. По информации, просочившейся в СМИ, федеральное правительство собирается взять под свой контроль треть городской территории; Госстрой готовит удар прямо в сердце Лужкова. Московский стройкомплекс вступает в новую эпоху.

Диалектика альбома виртуозно выстроена Ириной Тархановой. Настал звездный час для постоянного книжного дизайнера Дома фотографии. Один разворот (с фронтальным снимком дома на Долгоруковской улице) виртуозно отсылает к другому (с фронтальным снимком Московского университета): так Тарханова показывает, что здания перекликаются через эпохи. И перекличек много, этот альбом можно листать вперед-назад, радуясь не только хорошим снимкам, но и остроумным фотопараллелям, прочерченным в пространстве книги. Эта книга - памятник эпохе.

"Серебряная камера" - другой памятник, поставленный мэрией. "Серебряная камера" - новый конкурс на лучший фоторепортаж о Москве, который впервые прошел в 2000 году; итоги подвели в ноябре. Номинации - "архитектура", "события", "москвичи", три первые премии стоят по 5000 долларов каждая. Игорь Мухин (# 1 в разделе "события") и Илья Кейтельгиссер (первое место по "архитектуре") - активные авторы альбома "Реконструкция в фотографиях". Как и альбом, "Серебряная камера" - дитя Московского Дома фотографии.

В Москве у Мясницких ворот стоял памятник Бакунину. Краем уха об этом слышали те, кто знает о плане монументальной пропаганды. Николай Виноградов был одним из тех, кто осуществлял ленинский план. Фотография кубистической скульптуры - уникальный документ эпохи: сам памятник Бакунину работы Бориса Королева не сохранился, но благодаря снимку мы можем представить, как органично смотрелась эта нервная скульптура в послереволюционном городе. С 1918 по 1924 год Николай Виноградов возглавлял Комиссию по охране памятников искусства и старины при Моссовете: она ставила новые памятники, она же сохраняла старые. Как реставратор, Виноградов в середине двадцатых восстанавливал Красные Ворота, Сухареву башню, Китайгородскую стену. А вскоре после этих работ здания были снесены. Московская история.

Дом фотографии - самый удачный из культурных проектов Лужкова. Выставка "Архитектурные фотографии 1918-1930 гг. из архива Н.Д. Виноградова" еще раз подтвердила это. В экспозиции - снимки старой Москвы, сохраненные первым научным директором Музея архитектуры (Виноградов работал в музее с 1957 по 1975 год). Диапазон - от ветхих избушек, уничтоженных в первые годы советской власти, до осуществленных проектов "плана монументальной пропаганды". Выставка специальная, не массовая, малолюбопытная всем, кроме завзятых москвофилов. Но при этом - светское событие, десяток телекамер, толкучка на вернисаже. И дело не только в презентации книги и в участии Ресина. Оригинальный пиаровский ход - конкурс среди посетителей: задача - опознать на снимках неизвестные здания, приз - роскошный альбом о реконструкции, результат - дамы в норковых манто горячо спорят об адресах избушек, снесенных 70 лет назад.

Ольга Свиблова, директор Дома фотографии, первой в Москве разработала и осуществила новый план музейной пропаганды. Активный американский стиль менеджмента (большое число событий, их актуальность, грамотный промоушен) она соединила с чисто европейским вниманием к культурному наследию. Главный акцент - отношения с прессой и публикой. В Москве такой план был обречен на успех. Публика привыкла к внушению. И публика хочет чувствовать гордость за национальное прошлое. Дом фотографии в своих московских проектах отвечает этому запросу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
848
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1004
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
491
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
335

Другие новости