0
1697
Газета Культура Интернет-версия

13.01.2001 00:00:00

Не брат ты мне...

Тэги: Михайлов, кино, фестиваль


Здесь есть Лысый. Здесь есть Злой Папик. Здесь есть Брат-урод. Здесь есть Настоящий Рок (музыка). "Черный фраер" - это каталог штампов: новорусская сказочная чернуха, от "Ассы" до "Брата", в виде концентрата. И главное - здесь есть Новый Герой, жестокий и романтический. Его зовут Иван Грозный.

Героический фильм - современная версия эпоса. В нем есть Главный Положительный Герой, Жестокий Мир, Красавица, Злодеи. Все с большой буквы, потому что это - функции, которые получают плоть. Главный Положительный Герой идет через Жестокий Мир, встречает Красавицу и борется со Злодеями. "Черный фраер" - это эпос. Так же, как "Игла". Или "Терминатор". Или "Умелый кулак", "Кулак-2", "Кулак возвращается".

Позы мифа статичны. Они не меняются на протяжении тысячелетий. Виктор Цой гордо задирал голову вверх так же, как это делал Александр Македонский. Герой "Черного фраера" постоянно стоит в позе. Он не просто идет по жизни - он проходит сквозь нее с задранным подбородком, играя бицепсами и трицепсами (сцена, в которой Грозный "моргает" грудной мышцей, достойна крутого порнофильма). Он молча избивает многочисленных бандитов ("в ходе съемок пострадали 28 человек", - говорят титры в конце).

Эпос - основа основ Голливуда. Главный недостаток российской героики девяностых - отсутствие Героя. Причина в том, что российские режиссеры застыли на полпути между Пырьевым и Спилбергом, между унылым бюджетным соцреализмом и оголтелым коммерческим романтизмом. Герои у их эпосов, конечно, были, но все какие-то отравленные и надорванные. Например, сутулый подслеповатый интеллигент Бодров-мл. с его легкой гнусавинкой - не орел, совсем не орел. Парень как все. А ключевое отличие эпического героя именно в том, что он совсем не как все. То есть сюжетно он может быть хоть сельхозрабочим, но типажно - только Красавцем и Силачом. Как Иван Грозный, герой "Черного фраера".

Илья Муромец был заточен в подпол. И сидел там без еды-воды долгие месяцы, пока не подошла к стольному Киев-граду вражья стая. Тогда выпустили на волю богатыря, и пошел он крушить поганых. Этот сюжетный ход неубедителен с точки зрения здравого смысла. Как это Илюшенька выжил? Откуда силы нашел? У былины - своя правда. Герой - существо, владеющее силой, и его действия выпадают за грань того, что возможно в повседневности. Удовольствие зрителя эпоса прямо зависит от того, как смачно герой мочит вражин, а не от того, насколько убедителен сюжет "с точки зрения здравого смысла". Ошибка режиссеров советской школы в том, что они ищут реализма там, где его найти нельзя. Глеб Михайлов реализма не ищет; он выбрал бескомпромиссный голливудский тип героя, который готов бить все, что движется ему невпопад. Глеб Михайлов - режиссер "Черного фраера".

Сначала герой появляется. Он долго по шпалам, по шпалам идет: мощный разворот плеч, чеканный профиль, упругая походка. Потом герой заходит во двор. Там драка: бандиты палками бьют какого-то парня. И тут - провал в прошлое, черно-белое: герой вспоминает, как дворовые били его в детстве. Немедленно он бросает свои малые дела и идет на выручку незнакомцу: расшвыривает хулиганов и отбирает куртку с очками у их главаря. В черных очках и кожанке, отобранных у бандита, он сам становится супербандитом. Этот героизм преувеличен. Это завершение сцены смешно, потому что оно резко снижает образ героя. Дело в том, что "Черный фраер" - пародия.

Лысый брат - идиот (см. "Брат"). Песни Виктора Цоя (см. "Иглу"). Сны (см. "Ассу"). "Черный фраер" варьирует героев, мотивы, сцены, диалоги российского кинематографа девяностых. И тем их высмеивает. Фильм-пародия - устоявшийся жанр американского кино. В Советском Союзе, дело ясное, такой жанр не мог прижиться, да и иронии к коллегам в советских картинах не увидеть: какая ирония, когда кино "важнейшее из искусств". Российское новое кино не нарушило этой девственной серьезности. "Черный фраер" - первый опыт российского фильма в таком жанре.

Ирония - дело сложное. В "героическом" кино Голливуда действуют типажи: абсолютно хороший Герой и абсолютно плохой Антигерой. При этом они не могут быть ходячими схемами: в характерах должна быть хоть некоторая глубина, чтобы цеплять зрителя. Для того чтобы придать "жизненность" Абсолютно Хорошему, ему можно дать пару мелких несимпатичных сцен; чтобы сделать "реалистичным" Ужасно Плохого, ему можно для начала дать должность начальника полиции. Равенство возможностей священно. В самом тухлом мафиозо есть капелька симпатичности. Грубые нарушения этого правила равновесия превращают фильм в комедию. Злодеи "Черного фраера" - бескомпромиссно тупые жлобы, мерзкие и гнилые. Это первый прием иронии: прямая демонстрация схемы.

Есть особый эффект ожидания. Он основан на том, что мир кино - пространство, которое создают зрители. Если в одном фильме лысый - это урка, а в другом - злыдень, то и в третьем зритель ждет от лысого подлости. Абсолютная лысина в новом русском кино - черта, которая однозначно связывает персонаж с уголовным миром. В фильме Глеба Михайлова Лысый - это названный брат Героя, внезапно найденный: никак не уголовник, наоборот, вечная жертва. Так штамп опрокинут.

Арсенал иронии богат. Переворот значения - отличное средство остранения. Преувеличение - еще одно. Лысый из фильма "Черный фраер" - катастрофический дегенерат: малорослый, узкоплечий, с запрокидывающейся головой и совершенно невероятной физиономией, он может только ковылять, говорить "гы-ы-ы", щерить рот в бессмысленной улыбке и булькать водой, пуская в чашке пузыри. Физическое вырождение в российском мэйнстриме девяностых являлось одним из важных принципов подбора актеров и способов их показа. В "Черном фраере" эта тема договорена до конца, доведена до своего логического предела.

Героический фильм антиинтеллектуален по определению. В нем язык осмысленной речи уступает перед мощью совершенного тела. Настоящий Герой молчалив, потому что речи - занятие слабых.

Вырождение способности к осмысленной речи - одна из ключевых черт российской героики девяностых. Это особенность жанра. Но пародия - жанр интеллектуальный: емкое соприсутствие в кадре двух братьев-молчунов - Красавца и Урода - ясно демонстрирует общий источник их безмолвия и его оценку. Этот источник - дегенерация. Настоящий Герой молчалив, потому что он туп.

Красавец-герой и брат-дегенерат - сладкая парочка. Здесь комедия положений может развернуться на полную катушку. Фильм-пародия обычно сочетает в себе комедию цитат с комедией положений, потому что фильм, основанный лишь на цитатах, будет понятен только киноманам. Возможно двойное прочтение: простак увидит одно, киноман - другое. "Моргалы выколю" - ключевая фраза, которая фиксирует превращение мирного воспитателя детского сада в ужасного уркагана. Но и вне воспоминаний о великой леоновской роли буквализация этой метафоры смешна до колик. Как именно "выкалывают моргалы", впервые можно увидеть в "Черном фраере".

В фильме люди играют самих себя. Так гласят титры. Иван Грозный - это Герой. Павлик Морозов - его брат Лысый. Титры бессовестно врут: они ироничны так же, как вся картина. На деле сценарист, режиссер и исполнитель главной роли - един в трех лицах: Глеб Михайлов, парень из Питера, который за полгода снял и смонтировал свой дебютный фильм с помощью цифровой камеры и цифровой студии. Фильм стал хитом фестиваля "Чистые грезы" в Питере. Он назван лучшим дебютом конкурса "Любительское кино" в Москве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
546
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
652
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
778
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
767

Другие новости