0
1260
Газета Культура Интернет-версия

20.01.2001 00:00:00

Благородство линий

Тэги: Васильев, художник


Васильев, художник

-АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, каким вам запомнился отец?

- Всегда занятой, очень живой, подвижный. Он соединял в себе прошлое и будущее. Живя в советской стране, работая на этот строй, он всем сердцем ненавидел его. Его отец, мой дед, был потомственным дворянином, статским советником, офицером. После Октябрьской революции его сослали, а бабушке запретили въезд в Москву как жене врага народа. Не выдержав удара судьбы, она покончила с собой. Моему же отцу путь в Москву был тоже закрыт, поэтому он жил в Самаре. Там же закончил театральное училище, затем работал во многих театрах, кроме столичного. И только в годы войны ему удалось "обелить" себя перед властью, все пять лет проработав театральным художником на фронте. После войны его впустили в первопрестольную.

- Откуда в вашей семье тяга к театру?

- Моя бабушка была актрисой любительской сцены, и отец с детских лет проводил много времени в театре. Брат его тоже стал театральным режиссером. Он поставил много спектаклей по Островскому в различных волжских театрах. Ну, а я почувствовал любовь к театру с тех пор, как научился дышать.

- Какая из отцовских работ вам ближе всего по духу?

- Отец работал во многих театрах и создал немыслимое число декораций, все очень талантливые, и сложно выделить какую-то одну работу. Конечно, это и "Петербургские сновидения", и спектакли по Островскому - "Лес" и "Дядюшкин сон", и "Снегурочка", и много-много других. Друзья отца на вечере вспоминали спектакль, представленный в Европе, где по замыслу моего отца вспыхивали доменные печи и по сцене лилась лава, - сильное решение. Видите, как много людей пришло на вечер памяти? Все они помнят Александра Павловича как прекрасного человека и художника. Он работал с Раневской, Орловой, Милашкиной, Завадским, Бортниковым. Большое поколение звезд, что удивительно в эпоху застоя! Ведь это было время внутренней изоляции - никакой связи с иностранными театрами, никакого обмена опытом, все - самобытно.

- Расскажите, пожалуйста, про вашу семейную коллекцию.

- Отец был заядлым коллекционером, эта страсть передалась также и мне. Из наших с ним коллекций он и составлял прославленные теперь во всем мире натюрморты, с них он писал серию "Балбетки", которая выставлялась в залах Академии художеств СССР. Что же касается коллекции работ моего отца, то у нас в частном владении осталось более 300 его живописных работ. Недавно Самарская администрация предложила создать в Самаре, на улице, где мы жили, персональный музей отца. Вышел указ, который так и остался только на бумаге. Сейчас там коммуналка, ее надо долго и трудно расселять, делать ремонт. Но мы продолжаем надеяться.

- Как сложилась ваша театральная карьера?

- Я закончил училище при МХАТе по специальности "театральный художник". С тех пор создал декорационное оформление примерно для сотни спектаклей в различных странах. Уже 19 лет живу во Франции. Последняя моя постановка - "Щелкунчик" в Риге, теперь готовлю декорации для "Щелкунчика" в США, "Лебединого озера" - постановки Королевского балета Фландрии. В Москве я занимаюсь подготовкой оформления для балета Аллы Сигаловой. Скоро выйдет цикл моих передач "Дуновение века" на канале "Культура". Также я читаю лекции в МГУ на новом факультете "Менеджмент и теория моды", где, более того, выступаю в роли куратора гуманитарных программ.

- Как, по вашему мнению, прошел вечер памяти Александра Павловича?

- Прекрасно, столько приятных слов в адрес моего отца! Столько друзей! Наконец-то. Потому что с памятью о моем отце все сложилось не так-то просто: он умер в разгар перестройки и путчей. Всем было тогда не до искусства и не до дани уважения. Таким образом, мой отец выпал из истории на 10 лет. И только теперь был организован этот вечер. Я считаю, справедливость восторжествовала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
1033
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
946
Пять книг недели

Пять книг недели

0
493
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
873