0
3077
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2001 00:00:00

Открытие на стыке культур

Тэги: мирзоев, композитор, музыка


мирзоев, композитор, музыка

-Ариф Абдуллаевич, вашей заслугой сочтено музыкальное соединение Запада и Востока на основе полистилистики. В чем же проблема такого сплава?

- Мне в молодости говорили: "Ты азербайджанец и должен писать азербайджанскую музыку". О том же сказал и наш основоположник Узеир Гаджибеков: если писать не родную музыку, то не удастся сделать открытия. Я прислушался к его словам - это вопрос эстетики, а не национализма. Но сам всегда сочинял полифонические пьесы, хотя нашей национальной музыке полифония, считалась несвойственна: наш мугамат - многоголосный, поэмный. В результате поисков я пришел к выводу: мугам - импровизационная музыка восточного Возрождения - имеет скрытую полифонию. Затем мой учитель Кара Караев внушал мне, что национальное в музыке надо видеть глубоко. И я стал копаться в духовной музыке ислама, которая звучала во время похоронного обряда, после него молитвы из Корана читались в основных ладах - семь мугамов, и каждый имеет свой звукоряд. С другой стороны, я уверен, что тема Токкаты и фуги ре минор Баха - восточная: там много необычных для Европы интонаций. Об этом я в Германии разговаривал с Удо Циммерманом, это композитор и главный дирижер Лейпциг-Оперы, директор Лаборатории современной музыки и друг Штокхаузена! И я ему доказал, что эта музыка Баха - готовая восточная импровизация. Бах не был на Востоке, но он не был ни в Италии, ни во Франции - просто обладал этой информацией. Циммерман сказал, что у меня иная полистилистика, которая отличается от Шнитке и соединяет невероятные вещи на трех уровнях. Первый: музыка Востока и Запада. В противоположность Киплингу, сказавшему, что Запад и Восток никогда не сойдутся, я пытаюсь доказать, что они сходятся. Второй: музыка восточного Возрождения и европейского Возрождения и барокко, старинные танцы типа пассакалии, жиги, гавота, сарабанды, менуэта. Третий: духовная музыка ислама и духовная протестантская и католическая музыка. При таком смешении и созданы моя "Органная симфония памяти Баха" и "Январские пассионы (исламская траурная месса)". В мировой музыкальной литературе не было подобных аналогов. В Германии признано, что я первый стал этим заниматься, был назван "Бахом Востока", награжден медалью Баха. Цель моей жизни - создать несколько сочинений в таком ключе и утвердиться в этой полистилистике Востока и Запада, как определил это Циммерман.

- Неужели до сих пор на Востоке не было других композиторов, воссоединившихся с западной музыкальной традицией?

- Были наши классики: Кара Караев, Фикрет Амиров - "Симфонические мугамы" Амирова играли Стоковский, Орманди. Но они писали не полифоническую музыку, а соединяли восточное и западное на принципах европейского симфонизма XX века. В ней нет того смешения, что у меня, - для этого надо быть, наверное, авантюристом. Когда я показал свои работы профессору Леману из Московской консерватории, он сказал: "Вижу, что вы ответственно подготовились к такому опыту - иначе можно было бы опозориться".

- Есть же и другие мусульманские страны. Как там обстоит дело с музыкой?

- Восточный мир имеет много импровизаторов, но они не занимались синтезом. В Турции один крупный композитор - Аднан Сайгун, он учился даже у Хиндемита и Бартока. Но в Азербайджане все несопоставимо: количество значимых композиторов и самой разнообразной музыки, система советского образования. В мусульманских странах такого больше нет нигде. И сам народ очень музыкален, склонен к импровизации. Мой учитель Караев сам учился у Шостаковича. Поэтому и я как композитор прошел эту школу. В чем ее основа? Она идет опять же от Баха: из малой темы выжимается все, что можно, за счет ее интонационного развития.

- Откуда та тема, которая открывает вашу "Симфонию"?

- Это грустная азербайджанская песня, легенда-рассказ на три минуты. Ее печальная тема развивается и доходит до грандиозной пассакалии в финале. Финал - это реквием, стоны умирающего. Все завершается проведением этой песни в грандиозном увеличении, гимном бессмертия Баха. И в этом отражены катаклизмы уже нашего века. Это мое автобиографическое произведение, я шел к нему всю жизнь. Потому что Бах - подарок самого Господа Бога.

- Почему в основе именно Бах и полифония, в чем ее преимущества?

- В Германии меня восприняли как феномен: мусульманский композитор написал протестантскую полифоническую симфонию. А начинается это в моем детстве. Мне удивительно повезло, что отец, владеющий народным щипковым инструментом тар, сам играл и увлекал детей заниматься музыкой. В начале века из провинциального городка Российской империи Ленкорань он переехал в Баку, где сумел купить восьмикомнатную квартиру у большой немецкой семьи. Немцев в Баку было много, там даже есть лютеранская церковь, где прошел концерт к моему 50-летию. Каждый из детей этой семьи играл на музыкальном инструменте. За символическую цену они оставили нам рояль "Бехштейн", пианино "Линке-Берлин", которое сейчас стоит у меня в квартире, флейту, арфу, фисгармонию и клавесин. Были и ноты произведений Баха. Моя влюбленность в Баха не была случайной. Мне больше всего нравилась фисгармония - я брал звук, он тянулся, это меня страшно увлекало. Впервые Токкату и фугу ре минор я услышал в итальянском фильме "Прелюдия славы". Меня потрясла эта полифония: один голос начинает, второй развивается, третий вступает, небольшая интермедия, и - четвертый. Для меня, как для ребенка, это была самая главная игрушка.

- Все, что выдвинуто сейчас на премию, написано довольно давно?

- Но эта музыка эксклюзивна, и интерес к ней все равно будет. "Январские пассионы" написаны по следам январских событий 1990 года в Баку, когда погибло много людей, исполнены ровно два годя спустя только один раз, потому что это сложности его партитуры не позволяют его исполнять часто: оно для хора, органа, оркестра и двух народных солистов, певца и смычкового инструмента кеманчи, напоминающего человеческое пение. А Органная симфония, наоборот, исполнялась очень много раз: впервые в 1986 году в Киеве и затем в Зале Чайковского и в Большом зале филармонии в Петербурге, в Минске, Таллине, Калининграде, в соборе Будапешта, где когда-то играл Лист┘

- Как она попала в Вестминстерское аббатство?

- Я задумал проект исполнения "Симфонии" в крупнейших соборах мира. В Англии он был осуществлен в 1996 г. Премьера прошла в Кафедральном соборе Шотландии в Эдинбурге, затем в Йоркминстере, где крестили Елизавету II, и позже в Вестминстерском аббатстве. Это церковь королевской семьи, и там похоронены величайшие люди Англии - совсем особая аура и самый крупный в стране орган, на котором играли Перселл и Гендель. Собралась вся элита Лондона, архиепископ Кентерберийский. Настоятель отец Джонатан встретил Севиль Алиеву, дочь президента Азербайджана, и они торжественно открыли концерт. Это все показывали и в России по телевиденью. Потом в 1997 г. была премьера в Национальном кафедральном соборе США в Вашингтоне, который строили 100 лет и достроили при Рейгане. Чтобы сыграть в нем, органисты ждут годами. А нам с Александром Фисейским удалось договориться за восемь месяцев!

- Общались с кем-нибудь из королевской семьи?

- Перед поездкой в Шотландию мне заказали произведение в память о случившейся там трагедии: террорист застрелил в школе детей. За полтора дня я написал пьесу "Сицилиана-колыбельная детям Дамблейна". Когда проходил мемориальный концерт, на него приехал принц Чарльз, и служба началась с моего произведения. Я только по телевизору видел, как он плачет, слушая мою музыку.

- Вы азербайджанский композитор. Причем же Госпремия России?

- Я свыше 25 лет живу в России - так что я российский композитор азербайджанского происхождения. На родине я почетный член Союза композиторов, но мной не занимается родная республика именно потому, что я гражданин России и не имею никаких званий. Я давно интегрирован в российскую музыкальную культуру - меня исполняли Аркадий Севидов, Александр Слободяник, Нина Коган, Елена Гилельс, органист Наталья Гуреева, скрипач Альберт Марков. В советское время моя музыка звучала во всех залах Москвы. Одно время я и песни писал, их пели Кобзон, Лещенко, Улетова. Песня "Следы на снегу" получила Вторую премию на Всесоюзном конкурсе песни в Таллине.

- Чем живете сейчас?

- Не так давно играл в Париже 24 прелюдии для фортепиано, выступал с концертами джазовой музыки - я ведь еще и пианист-импровизатор. В Париже меня пригласили сыграть осенью "Сарабанду принцессе Диане", поскольку она погибла именно там, - это будет мировая премьера, пока что было только исполнение на Радио Объединенной Европы. Когда я встречался в Германии с выдающимся дирижером Куртом Мазуром, он долго смотрел партитуру "Органной симфонии" и спросил: "Почему вы сами не играете? Видно, что ее писал профессиональный органист". Для меня это было неожиданно. Последняя же встреча с Мазуром была на похоронах Шнитке в Москве. И когда он меня увидел, его первый вопрос был: "Наконец-то вы стали сами играть свою Симфонию?" К тому времени я оценил его дальновидность и стажировался в Московской консерватории по классу органа. И вот сейчас уже приготовлены две программы, одну сыграю в Москве в мае. Многое прозвучит впервые: например, "Аве Мария" на полный текст католического гимна - это будет восточная "Аве Мария". Есть договоренности о выступлениях в Европе, так что следующий сезон буду концертировать в качестве композитора и органиста.

- Что-то сочиняете?

- С 90-х годов я крупными произведениями не занимаюсь: сложно организовать их исполнение. Пишу камерную и органную музыку. Завершил "Бах-пассион" - версию "Органной симфонии" для симфонического оркестра. С ним я буду дебютировать в качестве дирижера. Только что написал поминальную хоральную прелюдия "Жертвам подлодки "Курск".

- Вы отзываетесь на все громкие трагедии?

- Меня признали как мастера мемориальной полифонической религиозной музыки, которую я стал писать после потрясений от межнациональных войн. Я очень грустный человек при всем моем внешнем оптимизме. Никуда не хожу, сижу дома, сочиняю: занят тем, как интегрировать мои произведения в концертную жизнь музыкантов мира.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Беженцам из приграничных регионов облегчат трудоустройство

Ольга Соловьева

Правительство РФ будет ежегодно обновлять пятилетний кадровый прогноз

0
816
Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Сверхдорогая ипотека в России – это надолго

Михаил Сергеев

0
1480
На складах инфляция не замирает, а ускоряется

На складах инфляция не замирает, а ускоряется

Анастасия Башкатова

Цены растут в том числе из-за нехватки площадей для хранения товаров

0
1278
Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

Правительство одобрило выпуск необеспеченных облигаций "Роскосмоса"

0
650

Другие новости