0
877
Газета Культура Интернет-версия

27.04.2001 00:00:00

Лица действующие и бездействующие

Тэги: спивак, спектакль, театр


ЭТОТ СПЕКТАКЛЬ, как и все другие, Семен Спивак ставил долго и тщательно. Собственно говоря, работу начинал режиссер Андрей Дежонов (что и отражено в программке) с актрисой Ириной Полянской, а в финале ее подхватил главный режиссер театра уже с Региной Щукиной. Так что вопрос: почему режиссер именно сейчас решил ставить эту пьесу? - задавать как-то некорректно. Ясно, что ему пришлось "доводить" постановку молодого коллеги. Хотя после спектакля вопрос этот возникает, и ответ на него найти довольно сложно. Даже если учесть, что на фоне сегодняшних событий текст пьесы звучит удивительно актуально. Почему все люди - от простолюдина до короля - подчиняются этой Жанне? Одной юношеской горячности тут явно маловато. Это достаточно спорная роль - всего лишь вторая в жизни главная роль для ученицы Спивака - молодой актрисы Регины Щукиной. Она играет девчонку из народа, отнюдь не одержимую дяволом или движимую божественным провидением, а руководствующуюся банальным здравым смыслом. Ну, конечно, "голоса" она слышит, но в реальности это происходит, или это лишь ее детская экзальтация - разобраться сложно. Если нужно кого-то убедить, то доводы она находит точные и емкие, как рекламный слоган (недаром Ануй в юности занимался рекламой), примерно так: ты умный, красивый, талантливый, поэтому должен сделать именно так, а не иначе. "Главное - "отбояться" первым, еще до сражения", - учит она короля-ребенка Карла (одна из удачнейших ролей Сергея Барковского), напрочь лишенного мужества и играющего на троне в бильбоке. В тяжелые минуты, когда ее бьют или обижают, она не просто падает на землю, а припадает к земле, будто черпая от нее силу жить и смелость говорить. Вообще нужно сказать, что во многом благодаря изумительным декорациям Эмиля Капелюша спектакль оказался метафоричен и многозначен и в своем режиссерском решении. Зрителю есть о чем задуматься. На сцене - то ли органные трубы полифонического действия, то ли колоннада дворцового зала, то ли клетка бытия, сквозь прутья которой прорывается Жанна. На одной из колонн висит кукла в воинском одеянии и в терновом венце, вероятно, сама Жанна, чья судьба роковым образом уже предрешена. Два колеса у задника сцены - огромное красное "колесо смерти", страданий и разрушений - и поменьше белое, похожее на колесо сельской мельницы или крестьянской повозки - будто два глобальных символа времени. Жизнь страны остановилась, или даже - время истории не движется. Одно, красное, будто кровавый путь большой истории - пожарищ, катастроф и войн. В финале Жанна всеми своими силами, упираясь руками и ногами, пытается сдвинуть с места это зловещее колесо и в конце концов отгоняет его ценою своих мук и смерти. Второе, белое, - символ Франции, застывшей в ужасе от войн и страданий. Его вращает тоже Жанна, но уже с помощью короля Карла, изменяя ход истории. В конце спектакля персонажи застывают в позе остановившихся игрушек, все они марионетки, сыгравшие свои роли в заранее расписанном сценарии жизни. Действующее же лицо должно действовать - совершать поступки, изменяющие течение истории, иначе оно становится лицом бездействующим, уныло плывущим по течению и не способным ничего изменить. Именно о лице действующем получился этот спектакль - о простодушной девчушке Жанне, вначале беспечной и свободной, как жаворонок, а в финале уже сознательно всеми своими силами двигающей вперед колесо истории.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1332
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3496
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1979
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2269

Другие новости