0
1046
Газета Культура Интернет-версия

16.06.2001 00:00:00

Феномен путаницы

Тэги: галерея, выставка, музей


НАЗВАНИЕ "Фенсо" загадочно. Вот уже 8 лет странное имя будоражит воображение вернисажных завсегдатаев. Выставка "Фенсо лайтс" в 1993 году ввела на художественную орбиту новое светило. Зажглась звезда "Фенсо".

Разинуты рты маленьких крашеных уродцев. Собственно, рты, сплюснутые носы и выпученные глаза - все, что есть у небольших скульптурных голов, которые торжественно поставлены на пьедесталы в трех залах галереи. Это жест группы, которой больше нет. Вокруг - прежние работы Василия Смирнова и Антона Смирнского.

Основа коммерческого искусства - похожесть. Чтобы художественный продукт был продаваем, нужно точное попадание в деталь - находка, трюк, которые всегда помогают узнавать автора в произведении. Каждая последующая серия "Фенсо" была вопиюще непохожа на предыдущую. Вдобавок их состав плавно, но неуклонно менялся. Как пишут сами организаторы, "Фенсо" была основан (именно так! - М.С.) в 1993 году Денисом Салаутиным, Василием Смирновым, Антоном Смирнским и Антоном Черняком. В конце года Антон Черняк прервал участие в проекте, а ранней весной 1995-го в коллектив влился Дмитрий Файн. В таком составе группа функционировала до конца 1997 года". Ныне ситуация такова: Антон и Василий образовали одну фракцию, а Дмитрий с Денисом - другую.

Новая выставка сделана, чтобы прояснить вопрос. Проблема в том, кто имеет право на имя после того, как художественный проект закончился. Если уйти от экивоков, эта трудность - того же рода, что и проблема принадлежности любого брэнда после распада фирмы. Особенность сферы искусства в том, что здесь делятся не столько материальные ценности, сколько интеллектуальный продукт. "Фенсо" - название, объединявшее небольшой коллектив на протяжении нескольких лет. Это имя придумал Антон Смирнский.

Восьмидесятые-девяностые были в Москве временем чрезвычайной групповой активности. Большая часть этих временных художественных объединений распалась. Некоторые существуют до сих пор. Но "Фенсо" - редкий пример такого союза, который за несколько лет работы так и не искал лица. Ни один их проект не похож на другой до такой степени, чтобы можно было отчетливо узнать "руку". "Фенсо лайтс" (1993) - их первая серия, показанная в галерее "Школа", - фотографии рыцарей-самураев, запакованных плотно в серебрящуюся фольгу: эти странные персонажи ходят по подмосковному лесу и сражаются там друг с другом. "Золотой младенец" (1994) - серия объектов, представляющих собой скульптурки младенцев, играющих с сидиромами. "Кепочка для пения" (1998) - масляная живопись: она показывает белые облачка, завихрения воздуха - следы, подобные тем, что остаются от исчезнувших героев комиксов в следующей картинке, когда художник хочет передать быстрое движение персонажей - р-р-раз и нету. Сложно поставить вместе эти работы, такие разные. С 1993 года критики пытаются понять, что же это все значит. И напрасно.

Есть два способа привлечь внимание. Один - работать ясно, просто и гениально. Это очень трудно. И второй - темно, туманно, вяло и безумно делать нечто, совершенно непонятное. Это тоже трудно, но тут трудность другого порядка: она состоит главным образом в том, чтобы логику действительно не мог уловить никто (именно в этом "Фенсо" - чемпионы). А любой человек, нашедший, казалось бы, эту логику странного, мог бы тут же быть уличен в недостаточном понимании. Именно таким приемом пользуются обычно русские концептуалисты младшего поколения.

Поколение раздвоилось. Одни выбрали решение простое, как мычание: произведение настолько ясно говорит о заложенной в нем идее, что даже мастерство оказывается лишним - так, Ольга Чернышева, нынешняя героиня российского павильона на Венецианской биеннале, отсняла бабушек в вязаных шапочках сзади, со спины, и удачно ездит с этими неказистыми фотографиями по белу свету: ну, казалось бы, бабушки, ну шапочки, - ничего необычного, но для европейского глаза все это выглядит более дико, чем песни и пляски папуасов Парагвая. Есть другой вариант - он создан прежде всего группой "Медицинская герменевтика" и ее многочисленными клонами. Они запутали все до такой степени, что вряд ли кто-то разбирается в том, чем именно они занимаются (хорошая техника исполнения им тоже ни к чему, но по другой причине - все настолько странно, что никому уже в голову не приходит заботиться о таких скучных предметах, как композиция и т.п.). Это поколение, рожденное шестидесятыми.

Так хочется простенького. Поэтому я лучше понимаю Ольгу Чернышеву, хотя московские критики предпочитают больше герменевтику разного рода - вероятно, из боязни оказаться в дураках. На самом деле невозможно растолковать то, что не рассчитано на понимание. Можно лишь объяснить, почему оно не рассчитано.

В галерее "Новая коллекция" группа товарищей Антона Смирнского смотрела фильмы "Девять с половиной недель" и "Дикая орхидея". А вокруг - работы "Фенсо". Весь этот просмотр был обставлен как художественный проект. И назывался торжественно - "симпозиум "Эволюция идиллического в кинематографе". Все, что началось из тусовки-для-тусовки-ради-тусовки, в конце концов туда же и уходит. "Фенсо" были группой товарищей, тусовавшихся вместе. И, наконец, снова становятся просто тусовщиками. Работы, сделанные в девяностых, уходят в музей имени себя.

В школе я не любил рок-музыку. До шестого класса. Но имя "Кисс" было написано на всех заборах, рядом с другими запретными словами. Поневоле возник интерес. Когда я увидел лица-маски, покрытые, казалось, несмываемыми разводами краски, интерес дорос до обожания. Эта любовь прошла быстро, внезапно и незаметно, как детское ОРЗ. Недавно я наконец увидел подлинные лица "Киссов". По МТВ шел их концерт без грима. Грозные "металлюги" оказались добрыми престарелыми дядечками, похожими на зубных техников в отставке.

Отгадки всегда проще загадок. "Фенсо" - всего лишь "Феномен сознания". Так просто! Слишком просто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
664
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
776
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
398
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
274

Другие новости