0
1042
Газета Культура Интернет-версия

30.08.2001 00:00:00

Наши в Венеции

Тэги: венеция, фестиваль, кино


ЧТО ТАКОЕ "российское кино"? В 1999-м - Худойназаров. В 2000-м - Зельдович. В 2001-м - Бодров-младший.

ЗАГАДОЧНАЯ КИТАЙСКАЯ ДУША

"Наши" - вот верное слово. Иоселиани - наш, Муратова - наша, Чухрай - тем более наш. Все они во второй половине 90-х выступали со своими фильмами в Венеции. Но, собственно, Отар Иоселиани - грузинский режиссер, живущий во Франции (или французский режиссер грузинского происхождения?). Все так смешано, что прежние границы уже не имеют значения. А если имеют, то какое?

Контуженный в Афгане Насреддин - типичная этника. Обкурившиеся солдаты на танке посреди диких пустынь - именно то, чего ждут от советской Азии. На 56-м Венецианском кинофестивале был показан "Лунный папа" (1999) Бахтияра Худойназарова. Это советский фильм несоветской эпохи.

Былое братство народов возрождается на новой, коммерческой основе - западного заказа. Сюжет принадлежит Ираклию Квирикадзе, американскому грузину, режиссер Бахтияр Худойназаров - немецкий таджик, продюсеры - немцы, его новые соотечественники. Россия, Германия, Австрия формально обозначены как производители, но от России в фильме был только сопродюсер, НТВ-профит, и Николай Фоменко в роли второго плана. Я не говорю о Чулпан Хаматовой - ей фильм сделал имя: она шла по разделу "национальный колорит". Язык фильма - то русский, то таджикский. "Российское кино"?

"Быть Джоном Малковичем" - фильм, в котором нет никакой этники, но есть блестящая актерская игра, и яркий (хотя и странный) сценарий. "Малкович" и "Лунный папа" "лежали" в Венеции на одной "полке": оба фильма шли по разделу "Сны и виденья". Фантазии и реальность смешаны воедино: любовь Мамлакат к Лунному папе идеальна, ее беременность от случайного актера - более чем реальна. Ни сценарий, ни режиссура, ни актерская игра в "Лунном папе", конечно, не дотягивали до уровня "Малковича". Один фильм - про американское безумие, другой - про дикий Восток. Один - про "свое" (для городского интеллектуала), другой - про "чужое". Границы стираются, различия остаются.

Тяга к колониальной экзотике сегодня оформлена в модные одежды политкорректности. Фильм Худойназарова вполне вписывается в длинный ряд лент, на одном конце которого нечто, сделанное где-нибудь в былой Сенегамбии на французский счет (так европейцы расплачиваются за грехи колониального прошлого), а на другой - шедевр Чжана Имоу, который и получил Гран-при в Венеции-99. Одну (сенегамбийскую) картину забывают на другой день, другая (Чжана Имоу) входит в обязательный круг интеллектуала. Разница, конечно, в качестве. И в моде.

КИНО ДЛЯ ВНЕШНЕГО РЫНКА

Индийцы плевать хотели и на Голливуд, и на Европу. Ясно почему - у них есть свой внутренний рынок. Они знают, что Голливудом простого индуса не проймешь. Ему подавай свое, кондовое, - с песнями-плясками и толстомясым героем. Поэтому индийский кинематограф существует независимо.

Кино - рыночное искусство. Не продашь - не снимешь дальше. Советские киношники жили не тужили потому, что партия создала для них замкнутый внутренний рынок. Западные фильмы редко поступали в советский прокат. Эпоха советского кино бесславно прошла вместе с развалом КПСС, потому что прокат освободился от цензуры. Все рванулись смотреть заграничное.

Наш зритель не индус. Его устроил "Юрский парк" на видео. Потому что зрителя не проведешь: если в картине нет счастливого конца и настоящего героя, то зачем оно нужно? Освобожденные от цензуры режиссеры бросились ваять чернуху. И доигрались - потеряли аудиторию.

Поколение 40-летних пропало. Русские режиссеры, которым сейчас около 40, как правило, импотенты (в высоком, творческом плане). Не их вина. Не было в них потребности. А значит, пышным цветом расцвело тусовочное кино: один отмыл бабки, другой - порадовал друзей. Премьера прошла - про фильм забыли.

Фильм в России не может себя окупить. Эпоха российского кино еще не началась, потому что сегодня нормальной прокатной системы в стране нет. Но вопрос в том, что из этого следует. Вопрос в том, как выбраться из ямы, в которую наши киношники падали, старательно обгоняя друг друга. Раз нет у России внутренней возможности переварить новое кино - значит, оно будет следовать внешнему спросу. И ориентироваться на зарубежный прокат.

"Национальные кинематографии" - понятие, застрявшее в прошлом веке. Сегодня есть Голливуд - он всемирен. И есть то кино, что вне Голливуда, - оно может быть европейским (как фильмы Альмадовара) или американским (как фильмы Вуди Аллена). Не в этом суть. Дело всего лишь в деньгах: больше аудитория - больше сборы. "Неголливудская" картина рассчитана на узкую аудиторию. Но это кино тоже живет поверх госграниц.

Венеция - столица "неголливуда". "Фестивальное кино" производится для тех, кто ходит в кинотеатры "не для всех". Показали в Венеции в 2000-м фильм Люкаса Мудиссона "Вместе" - и в 2001-м он выходит в московский арт-хаусный прокат. Показали в 1998-м "Беги, Лола, беги" - и фильм Тома Тыквера уже в России, тут как тут. Фестивальные ленты условно можно поделить на две категории. Одна - этника: рассказы о Сенегамбии. Другая - о своем, о родном: трудной жизни в буржуазной Европе. За последние 10 лет режиссеры из бывших советских республик уже научились гнать чистый призовой спирт из "национального колорита". Собственно, это то, к чему они и стремились до распада Союза. Им не пришлось перестраиваться. И они выжили.

Большой специальный приз венецианского жюри в 1996 г. получил Отар Иоселиани с "Разбойниками". Европе нужно яркое и чужое. От России ждут того же - экзотики. Беда России в том, что сегодня она недостаточно экзотична. А ее фильмы - не слишком качественны.

Бедный поэт и богатая проститутка, убогая жизнь и надежда на Америку. "Письмо в Америку" (1999) Киры Муратовой - другой пример того, чего ждут от "наших". Полубезумная Ута Кильтер в главной роли чудо как хороша. Кира Муратова выступала в Венеции тогда же, когда и Худойназаров, в 1999-м, но по разделу короткометражек - "Новые территории". Муратова, возможно, рвет блузу на груди - вот сейчас наконец она скажет всю правду о нашей жизни. А на деле - выдает на-гора тот продукт, которого от нее ждут. И это правильно. Кино не существует без зрителя. Если его нет в России (Украине) - значит, он есть на Западе. Я не напрасно ставлю Украину в скобки. "Фестивальным" кино становится потому, что есть спрос. На страну. На тему. На Украину нет спроса. Да и на страдания нищей совдепии спрос давно прошел.

Светлое пятно - Зельдович. Его "Москва" - пример того, как российский фильм может вписаться во всемирную карту "неголливуда". Без русской экзотики, которая уже никому не нужна (лучший пример - провал "Сибирского цирюльника" в международном прокате), - но со своей интерпретацией общеевропейских тем: отчуждение по-московски. Нет больше географических границ. Есть только культурные. И Сокуров, и Герман уже оказались за пределами Европы. Их еще вежливо смотрят, но уже явно не понимают.

В Венеции 97-го года "Вор" Чухрая получил три третьестепенные награды. Вот еще одна возможность для России. Это напоминание о былой славе. "Вор" немного похож на все российское кино - от 60-х до 90-х: и фамилия режиссера - Чухрай - кажется знакомой, и тема - околовоенная жизнь глазами ребенка - напоминает Тарковского. И, главное, фильм как раз попал в волну моды на мальчиков в главных ролях (достаточно вспомнить фильм "Коля" Зденека Сверака, где тоже сыграл русский паренек). Вот еще одна возможность попасть на европейскую кинокарту. Разыграть собственное прошлое. Поиграть еще чуток в славян. Проблема в том, что это прекрасное прошлое все меньше волнует кого-то за пределами бывшего СССР.

Пора думать о будущем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
546
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
653
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
784
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
770

Другие новости