0
1233
Газета Культура Интернет-версия

04.09.2001 00:00:00

Австралийка на выданье

Тэги: кидман, кино


ЗАВТРА в полночь Николь Кидман впервые покажет свое русское лицо. 5 сентября в 24.00 в "Палаццо дель Чинема" в Венеции публика увидит внеконкурсный фильм Джеза Баттерворта (Jez Butterworth) "Девочка для дня рождения" (Birthday Girl). Прекрасная австралийка исполняет в этой картине роль Нади (она же Соня) - русской "невесты по интернету".

8 сентября на закрытии 58-го Венецианского кинофеста Николь Кидман получит "Кубок Вольпи" за лучшее исполнение женской роли. После конкурсного фильма "Другие" (The Others) в этом нет никакого сомнения. "Другие" были впервые показаны 31 августа - как фильм конкурсной программы.

А пока что Николь Кидман радует журналистов своими лингвистическими талантами. "Скажите что-нибудь по-русски", - попросили ее на пресс-конференции, посвященной фильму "Другие". "Ниет", - немного помедлив, ответила звезда по- русски. "Как вы учили русский? Скажете ли вы ваше "Нет" в Москве?" - спросил у Николь Кидман обозреватель "НГ".

- Я учила русский в связи с фильмом, который будет показан вскоре. Буду рада лучше знать этот язык. У меня пока не беглый русский. В этом языке звуки имеют такой вес, они тяжелы. Мой учитель пытался учить меня Пушкину и Чехову. Язык восхитил меня. Мне нравится говорить по-русски. Я буду рада поехать в Россию, сыграть что-нибудь в театре┘

ИНТЕЛЛЕКТУАЛКА ИЗ ПРОВИНЦИИ

На беззвездье и Кидман - звезда. Папарацци замучили австралийку. Первые дни 58-го Венецианского кинофестиваля были на удивление всему миру пусты от знаменитостей - кроме итальянских, которых опознает не каждый критик из "Кайе дю синема". Так что Николь Кидман пришлось отрабатывать по полной программе.

Телеоператоры занимали свои места в 9 утра - строго вдоль линии, в конце конференц-зала. Кто не успел - тот опоздал, потому что места много, но желающих - все равно больше. Несколько десятков камер выстроились в три яруса, операторы буквально висли на плечах друг у друга. Сотни кресел в просторном конференц-зале "Палаццо дель Казино" были забиты за два часа до появления Николь Кидман. Так что Мартин Скорсезе, появившийся в 11.30, выступил как "разогревающий" перед основным концертом. Та же участь постигла и молодого Ричарда Линклейтера, героя фестиваля Санденс в этом году, - его слушали вполуха. К половине первого наконец проснулись все журналисты, отсыпавшиеся до того по разным углам Венеции, - они плотной толпой человек по 5-6 в ряд забили все проходы в конференц-зале, и охрана, занервничав, уже вынуждена была отсекать зазевавшихся профи. Акулы ноутбуков пришли в боеготовность # 1, чтобы посылать репортажи с места в карьер - прямо из зала через мобилы, спаянные с компьютерами. Так в Венеции журналисты встречали Николь Кидман.

Прессовка запаздывала. Ноутбукеры ерзали коленками. Но звезда недолго заставила себя ждать, и вот наконец конференцию по фильму "Другие" объявили открытой. Первой вышла крашеная блондинка с пышной гривой - журналисты было охнули, но облегченно вздохнули, когда узнали Фионнулу Фланеген (Fionnula Flanagan) в этой даме с декольте, опасным для ее возраста (как-никак, госпожа Фланеген начинала актерскую карьеру еще в шестидесятых) - узнать ее сразу было нелегко, так как в фильме "Другие" она играет бодрую ведьмоватую старушку викторианской эпохи, когда старушки еще не пергидролились. За Фионнулой вслед пошли дети. И, наконец, Николь Кидман. Где-то между ними суетливо проскочили молодой режиссер Алехандро Аменабар (Alejandro Amenabar) и целых четыре продюсера разного вида и возраста. Журналисты бурно хлопали Николь, но еще больше - детишкам, которые вместе с ней составили замечательную безумную семейку в "Других".

Языковые проблемы возникли с самого начала. Ведущий конференции минут пять обсуждал с Аменабаром, на каком языке тот хотел бы отвечать на вопросы - на английском или на испанском, но так как испанского переводчика все равно не было под рукой, то в конце концов Аменабар (со страшным акцентом) заговорил по-английски: "Я хотел снять фильм в Испании. Но продюсер сказал, что это лучше снять в Англии, так как сюжет имеет отношение к викторианским историям" (надо сказать "спасибо" продюсеру, так как на испанском материале фильм выглядел бы тарантинисто-родригесто). Аменабар - испанец, который родился в Сантьяго-де-Чили в 1972 году, но всю сознательную жизнь прожил в Мадриде.

Фионнула Фланеген успела только признаться в том, что она "a poco" (то есть слегка) знает итальянский. После этой фразы журналисты забыли о ней навсегда. И дальше все внимание было приковано к бывшей госпоже Круз.

Николь Кидман покорила зал. Она вышла к прессе в кремовой блузке-юбочке и узких очечечках - как сельская учительница, которая выиграла в лотерею и теперь должна быть на сцене. На протяжении получаса она талантливо и упорно играла роль интеллектуалки, которая тоскует по Настоящим Режиссерам, плюет на Большой Бизнес и ждет Великих Ролей.

Кидман сказала то, что хотела услышать Венеция. Достаточно сказать, что на 58-м фестивале аккредитовано 10 человек из журнала "Кайе дю синема". То есть фестиваль настроен на европейского интеллектуала с порядочной фигой антиамериканизма в кармане (чего стоит хотя бы история фильма "Бычок" (Bully) Лэрри Кларка (Larry Clark) - в Штатах он чуть ли не запрещен, а в Венеции включен в конкурсную программу и, вероятно, получит какой-нибудь второсортный приз только за то, что режиссер не в ладах с Америкой. Американская (по сути) актриса призналась, что родной дом для нее - Австралия (уже приятно), она учит трудный иностранный язык (значит, умная) и живет с мечтами не о бабках, а о вечном. Большего нельзя было и желать.

Вакханалия началась, как только прозвучали слова "пресс-конференция окончена". Журналисты, повизгивая на поворотах, резво рванулись брать автографы у звезды, едва-едва не смяв охрану. Натянуто улыбаясь, Николь Кидман подписывала все что давали и вскоре ретировалась.

Долгое время она существовала в тени своего мужа. В Голливуде ее принимали как провинциалку, которая решила "открыть Америку" из чужой постели. Над супружеской парой Круз-Кидман в открытую издевались и распускали разные слухи - один грязней другого. В позапрошлом году они появились в Венеции вместе - тогда еще Николь была в тени Тома. Но вот наконец долгожданный успех - фильм "Мулен Руж", показанный в Каннах в этом году. А Венецианский фестиваль стал первым большим кинособытием, где она появилась после недавнего развода. Вместе с двумя новыми фильмами. Теперь Кидман - настоящая звезда, которая грозит вскоре затмить бывшего мужа. Она уже готова вернуться в Америку на европейском щите. В "Других" она раскрылась как первоклассная актриса. Так что российским режиссерам уже пора записываться в очередь на Кидман. Конечно, если таланта хватит.

Николь Кидман о "Других" и не только

- То, что меня интересует, - сниматься у больших режиссеров, быть частью их планов (о том, как молодой режиссер заполучил звезду).

- Я не интересуюсь коммерческим успехом. Мне интересны хорошие режиссеры (о бизнесе и искусстве).

- Мне нравятся триллеры, психологические триллеры (о любимых фильмах).

- Когда я прочитала сценарий, он потряс меня (о работе над фильмом "Другие").

- Я пыталась найти в ее характере то, что позволило бы понять ее (о Грейс, своей героине).

- У него очень сильное видение того, что он хочет. Я доверяла ему (об Аменабаре).

- Мое следующее решение - поехать в Данию (о планах на будущее).

- Ларс фон Триер послал мне письмо. Послал сценарий. Я прочитала сценарий. Он один из тех режиссеров, с которыми я действительно хотела бы работать (о том, как возник совместный проект с фон Триером).

- Я думаю, что здесь очень хорошо (о Венеции). Но я двигаюсь по миру, и мой дом - Сидней, Австралия.

МЕРТВЯКИ НА ОСТРОВЕ

К первому показу фильма "Другие" зрительский ажиотаж достиг первого пика. Очередь в зал "Палагалилео" (только из аккредитованных профи) змеилась по земле. Никто не хотел уходить - в зал втискивались и прорывались. И фильм не обманул ожиданий.

Мраки, крики и туманы. Антураж хоррора, начиная с незапамятных времен. Еще Дрейер начал снимать жутики так, чтобы дрожащие тени пугали больше, чем обыкновенные актеры. Нагнетание напряженности - не было и нет в этом равных Хичкоку. Атмосфера страха, разлитого в воздухе, - то, что делает фильм по-настоящему ужасным. Что нового может ввести какой-то испанец в мрачно-крикливо-туманный ужас? Сюжетный поворот. Актера.

В фильме "Другие" один мужчина. И это - трупак. Он поразительно напоминает Тома Круза - есть что-то общее в выражении глаз┘ Кристофер Игглстоун (Christopher Eggleston) играет мужа, вернувшегося домой с войны. Мертвым. Лежит носом к стенке - на бабу не тянет, под ногтями земля и в зеркале не отражается. Во всем остальном - мужик как мужик. Так что роль непростая - сыграть полное отсутствие при реальном присутствии в кадре.

Где тот пыльный чулан, в котором Аменабар откопал садовника? Есть еще в фильме садовник - Эрик Сайкс (Eric Sykes) - тоже до некоторой степени мужчина. Основное занятие - прятать надгробия под кучами прелых листьев. Прошлая роль была сыграна Сайксом в 19 ┘82! году.

Николь Кидман играет бабу за гранью нервного срыва. Посреди такого скопления мертвяков Кидман восхитительно жива. Молодая вдова-помещица давно уже тронулась - то музыка звучит из закрытого зала, то стуки какие-то над головой. Но неотложку вызывать некому - в доме только она и дети, поэтому домохозяйка меняет слуг. И безумие фонтанирует из нее со страшной силой, постепенно заполняя все вокруг. А место-то нечистое┘

Все начинается со служанки. Домоправительница приходит вместе с садовником и горничной. Так начинается дуэт Фионнулы и Николь, и если бы в Венеции был приз за лучшую женскую роль второго плана, его, вне сомнения, стоило бы вручить госпоже Фланеген. Потому что она, изображая жестами полную покорность хозяйке, в то же время паузами и интонированием, правильной расстановкой слов в пространстве все время говорит нечто, совершенно обратное самим словам, - и делает это блестяще!

Дети - те, кто делает полной великолепную четверку. С самого первого их появления начинаешь отчетливо ждать беды - свеча освещает белесые лица, которые словно покрыты ужасом. Джеймс Бентли (James Bentley) - действительно самый синюшный ребенок из всех, которых я видел, - даже обильный грим и мертвенное освещение не скрывают его природной бледности и труповатой одутловатости: он очень мало движется, и, кажется, это - его прирожденное состояние. Алакина Мэнн (Alakina Mann) - стервозная атеистка, живое воплощение всей той мерзости, которая была бы тайно спрятана в маленьких девочках до сих пор, если бы не режиссер Алехандро Аменабар. Когда своим тонким голоском она говорит: "Мама! Я не верю в то, что Бог создал мир за 7 дней", по залу волной проходит нервный смех, потому что ее слова звучат не как капризы маленькой дурочки, а как осознанное убеждение демона. Судя по бойкой манере этой девчонки, ее ждет большое кинобудущее. Еще бы! Детишек искали по всей Англии 7 месяцев в 70 школах.

Я давно не видел фильма ужасов, на котором кричат. Тем более - циничная киношная аудитория, готовая ко всему. Но в фильме есть по крайней мере одно место, в котором женщины орут, а мужчины делают глубокий вдох, и еще одно место, где женщины явственно попискивают. "Я полфильма закрывала глаза руками", - призналась обозревателю "НГ" одна из его коллег. Картина держит в напряжении от начала и до конца.

Главная заслуга - Николь Кидман. Она замечательна всем - и внезапной мягкостью в голосе, когда она начинает говорить со своим любимым мертвяком, и дрожью в спине, когда она вдруг волнуется о детях. Кидман играет аристократку, которая боится всего. Главное - она боится жизни и передает свой страх на расстоянии.

Основной недостаток сюжета в том, что все ясно сразу. Понятно, что муж - трупак, с первого его возникновения - из тумана. Очевидно, что ничего хорошего не выйдет - начиная со страшненьких титров.

Аменабар держит атмосферу, и в этом - его достижение. Есть и переборы - особенно там, где это касается Алакины Мэнн: на пресс-конференции она сказала, что ей "было смешно" сниматься в фильме, и когда ее задорный голос отрицает библейские истины, то в зале слышатся смешки. Но маленькая порция смеха - перчинка в мире ужаса.

Дом стоял на острове Гернси, а вокруг него плыл туман. В доме нет телефона. Нет радио. Нет даже электричества. А время - 45-й год. Уже тут закрадывается первое подозрение┘ Но оно оправдывает себя только в последней четверти фильма┘

Приходят в дом слуги. Ан не слуги они, а трупаки. И ничего - так, говорят, надо, теперь, говорят, все так жить будем - мертвые вместе с живыми, и ничего в этом страшного-то нет. И в конце концов все становится ясно. На самом-то деле все - трупаки. И хозяева, и трудовой класс. Все хорошо. Все умерли.

(О фильме "Девушка для дня рождения" читайте в ближайших номерах "НГ".)

Венеция


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
546
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
653
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
784
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
770

Другие новости