0
929
Газета Культура Интернет-версия

05.09.2001 00:00:00

Старики всегда в почете

Тэги: кинофестиваль, венеция


КТО НЕ любит призов? Все любят - даже те, кто в силу возраста и славы, казалось бы, уже может плевать на все награды мира. В субботу на Венецианском кинофестивале наградили двух ветеранов.

Первооткрывателем наградного сезона стал Маноэль де Оливейра - самый старый из гостей фестиваля. Он получил "Премию Брессона", названную так в честь знаменитого французского режиссера. Итальянские (тем более иностранные) пишущие журналисты фактически проигнорировали это событие.

Оливейра родился в Опорто в 1908 году и в 1929 году начал снимать свой первый документальный фильм - "Доуро" (Douro, faina fluvial). Правительство Салазара не раз бойкотировало его проекты. Но сегодня Оливейра - классик португальского кино, а само оно занимает важное место на фестивале. В 1985 году Оливейра уже был награжден "Золотым львом за карьеру" в Венеции, а в 1991 году там же он получил Гран-при жюри за "Божественную комедию" (A divina Comedia). Но Оливейра все еще продолжает снимать, и уже за одно это достоин высоких наград. Его новый фильм "Опорто моего детства" (Португалия/Франция, 2001, Porto da minha infancia) посвящен той же теме, что и первый - городу детства. Последние кадры его нового фильма повторяют в цвете первые кадры его фильма "Доуро", законченного 70 лет назад.

"Католическим неореализмом" назвал президент португальского киноинститута творчество де Оливейры. Причиной невнимания журналистов к такому достойному старику была, вероятно, религиозная окраска события, что отталкивает либеральную итальянскую прессу. Практически "Премия Брессона" существует под патронажем Святого Престола. Много говорили о "новом гуманизме" и "международном католическом кино", тут же рекламировали фестиваль "Третье тысячелетие", который пройдет в конце сентября в Картахене (Колумбия) под лозунгом "кино как инструмент культурного и мирного диалога между людьми". Жюри фестиваля возглавит Габриэль Гарсия Маркес. А сам фестиваль организован папским минкультом.

Премию вручал Джон Пи Фоули (John P. Foley), министр Ватикана по социальным связям. На входе всем пришедшим раздавали книгу "Иоанн Павел II и кинематограф". На задней обложке книги - знаменитый комик Альберто Сорди, который, улыбаясь, склоняется к святейшей ручке. Эффект этой фотографии┘ представьте себе фото Юрия Никулина, который со своей знаменитой улыбкой прикладывается к руке патриарха Алексия.

Вечером того же дня награждали Альберто Сорди. Он получил "Премию Бьянчи" от Национального союза итальянских киножурналистов. Хотя Сорди лет на 15 моложе Оливейры и сам давно уже не мальчик, но тем не менее заразительно смеялся и радовал всех присутствующих. Несмотря на возраст лауреата, на этой церемонии президент биеннале Паоло Баратта ласково называл его "Альбертоне". Зал веселился вовсю.

Смех начал переходить в недоумение, когда выяснилось, что где-то потеряли две бобины с лентой "Интеллигентные каникулы". Эта нехитрая старая итальянская комедия (в главной роли, конечно, лауреат) была показана залу не сразу - сначала ее начали крутить с середины, потом полчаса искали потерянные кассеты, потом запустили без звука. Все это время Сорди упрашивали рассказать какой-нибудь эпизод из его жизни, но он упорно отказывался. Так что вручение "Премии Бьянчи" Альберто Сорди само по себе могло бы послужить сюжетом небольшого юмористического эпизода. Кажется, более чем 80-летний комедиант самой судьбой назначен порождать смешное вокруг себя.

О переводчиках в Венеции начинают думать лишь тогда, когда подступает крайний случай. Так, на "Премии Брессона" выяснилось, что некому перевести португальского министра культуры - в конце концов переводчица Оливейры взялась и за министра. Впрочем, на русский вкус португальский - тот же итальянский, но с кашей во рту.

После Венецианского кинофестиваля на Московский начинаешь молиться. Безалаберных московских организаторов нужно возить в Италию, чтобы они учились тамошней многовековой беззаботности. Отсутствие английского перевода и даже англоязычных пресс-релизов на этих двух церемониях могло бы показаться знаком невнимания к английскому языку и иностранным журналистам, если бы на вручении "Премии Бьянчи" не отсутствовали любые пресс-релизы на любом языке. Так что темная сторона итальянского гения - это лень.

В пятницу, 7 сентября, Эрик Ромер получит свою почетную премию. Еще один ветеран (он родился в Нанси в 1920 году) будет награжден за свои многолетние труды. Режиссер "Знака льва" снова получит "Золотого льва" (Le signe de Lion, 1959 - первый художественный фильм Ромера). Но на сей раз - "за карьеру" (в прошлый раз Эрик Ромер получал "Золотого льва" за свой фильм "Le rayon vert" в 1985 году). Сегодня Эрик Ромер впервые покажет Венеции свой новый фильм "Англичанка и герцог" (L"anglaise et le duc, Франция, 2001). Сюжет историчен: Филипп "Эгалите", герцог Орлеанский и борец за свободу, вступает в связь с юной шотландской аристократкой. А на дворе - Французская революция. Эрик Ромер станет первым из тех, кому суждено получить одну из главных наград 58-го Венецианского кинофестиваля.

Венеция


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
906
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1098
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
534
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
366

Другие новости