0
669
Газета Культура Интернет-версия

02.10.2001 00:00:00

Воображаемый релиз известной биографии

Тэги: музыкальный, фестиваль, спиваков


МОСКОВСКИЙ музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает┘" перевалил за половину. Позади программы-посвящения Шостаковичу и Ойстраху, запрограммированный ударный номер - литературно-музыкальный опус по "Мессии" Генделя и "Воскресению Георга Фридриха Генделя" Стефана Цвейга с артистичным участием Олега Табакова, звон мобильных телефонов, гулкий топот опоздавших, взрывы кашля и не к месту радостные аплодисменты между частями во время выступления образцового французского трио "Вандерер".

Вторая часть фестиваля будет изобиловать сенсациями и выразительными гастролями. Сегодня Спиваков художественно и прилюдно мирится с Башметом, через день выйдет на сцену в интригующей компании с отменными певцами Сергеем Лейферкусом и Дмитрием Корчаком и, наконец, - с блистательной американкой Джесси Норман, топ-персоной мировой оперной сцены.

С первых же концертов за весьма внушительные деньги за билеты в зале ожидались аншлаги, фраки и венеры в мехах. Однако Шостакович с РНО и Спиваковым за дирижерским пультом удостоился слишком ажурно населенного партера, трио "Вандерер" - и вовсе полупустого зала. Принялся мерещиться провал стратегии, но все же к театрально ориентированной программе спиваковских "Виртуозов" с Табаковым в роли Генделя в финале дело выправилось, и фестиваль, претендующий на статус и престиж московского представителя в европейском фестивальном пантеоне, начал соответствовать ожиданиям в том, что касается ажиотажа. Что же касается музыки, тщательно отобранной из списков мировых классических шедевров и качественно, с душой сыгранной, то все прозвучавшее к сегодняшнему дню кажется альбомом живописных и виртуозных иллюстраций к портрету-биографии хозяина и автора фестиваля.

Шостакович убедительно проиллюстрировал его этический настрой и известную чувствительность к общественно значимой сюжетике. Дуэт с молодым пианистом А.Гиндиным памяти Д.Ойстраха рассказал о привязанностях и авторитетах. Баховский концерт для скрипки и гобоя с "Виртуозами" и гобоистом Алексеем Уткиным - приятный отпечаток фирменного стиля. Композиция про Генделя - выразительная зарисовка излюбленной манеры отношений Спивакова с публикой. "Ночь Просветленная" Шенберга - про Спивакова нынешнего, расширяющего круг своих пристрастий за счет сложного, насыщенного томлением идей и языка мира позднеромантической литературы. Трио "Вандерер" - словно эскиз с известного фестивального проекта Спивакова во французском Кольмаре.

Иные листы иллюстраций, как чтение новеллы Цвейга Табаковым, перемежаемое несколькими номерами из "Мессии" Генделя (из сорока восьми в оригинале оратории), были заметны общим тоном.

Другие из картинок хороши деталями. В оммаже Шостаковичу это были старательность, с которой РНО выигрывал песенные образы словно из раннего советского кино ("Джаз-сюита" # 2), и нежданно гипнотическая третья часть Пятой симфонии. В лишенной драматизма ойстраховской программе обратил на себя внимание спиваковский Франк, в печальной ровной глади которого было что-то почти декадентское. В шенберговской "Просветленной ночи" - звучание отдельных групп. К примеру, аристократическое - виолончелей.

Разглядывать по-европейски сбалансированную, тщательно выверенную интонационно и эмоционально игру трио "Вандерер" было особенно приятно. Не считая Гайдна, первого в программе, который как-то совсем не получился, может быть, от неприличного гула в зале и кошмарных аплодисментов между частями (натурально, встреча добродушных дикарей с цивилизацией), картинный и меланхолический Шоссон и нервный, тонкий Брамс звучали в высшей степени изысканно. В трио, которое делает математически отмеренный, ловко умеряющий все крайности баланс своей фирменной чертой, - неумеренно волшебный пианист Винсент Кок. Звучание его инструмента и его музыкальность так хороши, что слышно, как внутри приятного баланса трио каждую минуту живет, двигается, бродит нечто несбалансированно художественное.

Скорее всего начиная с сегодняшнего концерта жанровые очертания "альбомного" фестиваля заретушируются, чего, пожалуй, жаль. Во-первых, выразительный, очень оформленный жанр. Во-вторых, просматривание этого исполненного элегичности и даже меланхолии альбома - занятие уютное и тихое. Шаг фестиваля - мерный, концерты через день и тон программ - как воркование под абажуром - хорошо успокаивают и упорядочивают мысли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
331
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
239
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
347
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
394

Другие новости