0
935
Газета Культура Интернет-версия

10.10.2001 00:00:00

Раненое море

Тэги: зальцбургский, фестиваль, норман, вокал


НА СЛАДКОЕ была женщина-гора с фантасмагорическим вокалом и острым интеллектом, звезда нью-йоркской "Метрополитен-Оперы", Зальцбургского фестиваля, возможно, лучшая "Саломея" в мире, сопрано Джесси Норман по прозванию Черная королева.

Но аппетиты публики оказались раздразненными еще до ее появления. Два вечера - широко анонсированная музыкальная "мирилка" с Башметом и концертное исполнение оперы Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" с европейской знаменитостью баритоном Сергеем Лейферкусом - составили вторую, ударную часть фестиваля.

Совместная программа Спивакова, Башмета, их соответственно "Виртуозов" и "Солистов" одной и той же Москвы началась не в 19.00, как обычно, а в 20.00. Художественный руководитель театра "Ла Скала" Риккардо Мути уже открыл, закрыл, еще открыл и совсем закрыл на сцене Большого театра коробочку с орденом Дружбы, переданным ему Швыдким от Владимира Путина, а в Большом зале консерватории при умопомрачительном стечении народа Владимир Спиваков с Юрием Башметом еще не начали второе отделение с изумительной "Симфонией-Кончертанте" Моцарта в программе. Последний раз они играли ее вместе в 1982 году. Дальнейшие размолвки не дали им шанса появиться на одной сцене вплоть до нынешнего вечера, так что публика, взвинченная и заранее счастливая, сияла и изнывала.

"Кончертанте" - одна из самых изысканных вещей на свете. Ее хитовая медленная часть - головокружительно печальна. "Кончертанте" - фирменное блюдо Башмета, он ее играл на русской сцене не только тогда со Спиваковым, но и с Виктором Третьяковым, и когда-то с Олегом Каганом (вместе они сделали это исполнение одним из лучших и наверняка самым пронзительным). В этот фестивальный вечер часть публики сидела на сцене за спинами оркестрантов, как еще в советские времена сидела, не дыша и вглядываясь в движения пальцев, за спинами Рихтера и Гилельса. Теперь очень эмоционально и не вполне совершенно, что, впрочем, не мешало общей вдохновенности, сыгранная "Кончертанте" вызывала амбивалентное ощущение странного дежа вю. Показалось, этот эффект глобален и музыканты - одни из тех, кто его испытывает. Успех был необычайным.

Другому гостю - Сергею Лейферкусу в партии Сальери, сценично разыгравшему одноактную оперу Римского-Корсакова с очень неплохим, хотя немного одноплановым партнером Дмитрием Корчаком-Моцартом и поддержкой Российского национального оркестра - сорвать таких оваций было уже не суждено.

В следующий раз опасного накала зал достиг уже при появлении Джесси Норман. Собственно, она дала почти что два концерта, а не один. На первом - "без галстуков", названном "открытой репетицией", - не было бомонда, еще не был перекрыт доступ с цветами к сцене, но уже нельзя было курить в антракте. Норман была царственна, но тепла, жива, ее общение с аккомпанирующими Спиваковым и оркестром, осторожно нащупывающим пять песен Малера на стихи Рюккерта и "Вступление и смерть Изольды" из вагнеровского "Тристана", покоряло естественностью и обаянием, а вокал - диапазоном красок от густых до поразительно кристальных, от сумрачных до ослепительно сияющих.

В официально концертный вечер после нескольких репетиций, во время которых оркестрантам не разрешено было покидать свои места ни под каким видом, программа хорошо сбилась и была представлена аудитории с большим совершенством, хотя и с меньшей живостью. Нормановским Малеру и Вагнеру предшествовали Сороковая симфония Моцарта и Пятая Шуберта соответственно. Три первых имени однажды уже встречались на русской сцене в похожем мощно событийном контексте. В 1902 году сам Малер в Петербурге продирижировал Сороковой симфонией и "Вступлением и смертью от любви" из вагнеровского "Тристана". Критика тогда была восхищена в малеровской дирижерской интерпретации Моцарта "изяществом настоящего венского пошиба", а в Вагнере кроме прочего - мощью и свежестью.

Теперь почти все лавры на концерте взяла себе солистка. Одна из главных в мире специалисток по немецкой музыке, Норман пела Малера, особенно одну из песен (Um Mitter-Nacht), просто волшебно. Ее пиано, обворожительное, обманывающее теплыми тонами и превращающее их в таинственные и холодные, проскальзывало в туго набитый зал легко и нежно. Эмоциональный образ песен делался печальным и почти что страшным. А в Вагнере мисс Норман все же выдала свое знаменитое на весь мир космогоническое форте. Оркестр дышал, словно вторя мандельштамовской строке, написанной про восхищение Вагнером: "В оркестре пело раненое море".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
318
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
230
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
343
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
385

Другие новости