0
616
Газета Культура Интернет-версия

12.10.2001 00:00:00

Живее всех живых

Тэги: выставка, хэнсон


У ВХОДА в зал дежурит Матт Вурци, коп. Такой живой, что вздрогнешь. Разве только ботинки слишком блестят и форма - с иголочки. Это его и выдает. "Полицейский" (1994) - работа Дуэйна Хэнсона.

Маляр стоит у стенки. В его руках - ведро и кисть. Розовое пятно расползлось по белой штукатурке благодаря его усилиям, а на полу вокруг него - сплошные брызги. Типичный парень: черный, с припухшим от нездоровой пищи животом и стертыми штанами. Нетипична ситуация: вокруг рабочего расселись дети. Идет экскурсия немецких школьников. Они изучают не труд рабочих, но современное искусство. "Маляр" (1988) - работа Дуэйна Хэнсона.

Я начал рассматривать туриста. "Туристы" - одна из любимых тем Хэнсона. "Туристы 2" (1988) - одна из самых знаменитых его работ - тоже на выставке: белобрысый мужик в шортах гордо выкатил камеру на толстое пузо, а рядом тетка с пакетами - она минуту назад вышла из магазина. Новый "турист", которого я начал изучать, был мужичонкой лет пятидесяти пяти - с путеводителем в руке он стоял у стенки. И тут мой объект пошевелился. Живой! Вполне живой.

Дуэйн Хэнсон знаменит. Художник воспроизводит жизнь в формах самой жизни. Помощник - поливинил. Объемные фигуры в рост человека так похожи на настоящие, что это держит зрителя в легком напряжении. Сначала - при входе. Маляр - "Маляр", а полицейский - "Полицейский". На то, чтоб это осознать, нужны секунды - долгие, как расстояние между миром живых и мертвых.

Пугаешься живых. Поскольку каждую фигуру в экспозиции начинаешь сначала рассматривать как мертвую, и только когда она приходит в движение, понимаешь: нет, девушка слева не статуя, но человек, да и старушка справа тоже вполне себе жива. И сердце замирает. От оживших можно ждать всего, чего угодно.

Он лысоват, а у нее опухли ноги. Присели на скамейку - отдохнуть. Типичные - в каждом большом музее можно встретить таких усталых старичков. "Старая пара на скамейке" (1994) - еще одна работа Хэнсона. Все эти "Ковбой", "Рассыльный", "Продавец машин" так типичны и так типажны. Хэнсон вернулся к основе основ реализма - социальному типажу. Студент института встрепан и ходит в потрепанных штанах. Рассыльный Тони пьет кока-колу во время перерыва. Все эти мелкие детали подчеркивают совпадение человека и социальной роли. И все же. Есть то, что превосходит социальный реализм.

Хэнсон, конечно, социальный портретист. Его работы иногда близки к плакату - слишком, слишком близки. Но все-таки не сваливаются в чистую плакатность. "Культурист" (1995) явно хочет быть Рэмбо, но - не идеален. Вены слишком близко подходят к коже: парень явно перекачался. Усталый нездоровый взгляд (отеки под глазами). И все же. Есть то, что превосходит психологический реализм.

Есть напряжение. Это то качество, которое привносит зритель. Это напряжение слишком большого сходства между людьми и не-людьми. Оно инаково, чем веселый ужас в Музее восковых фигур. Ведь там для обозрения предложены лишь знаменитости - те, кто и так находится в публичном пространстве. Хэнсон берет людей среднего и низшего классов - тех, кто больше привык смотреть.

Потсдамер Платц - центр нового Берлина. Новые небоскребы удивляют прежде всего прозрачностью. Офисное пространство доступно для наблюдения снаружи. Люди рассматривают друг друга так же, как экспонаты в новом музее. Частное пространство исчезает.

Подглядывают все. Люди рассматривают не-людей. И даже не-люди с энтузиазмом смотрят на не-людей. "Человек с камерой" (1991) направил ее на "Даму с блошиного рынка" (1990). "Фотограф" (1978) приготовился работать напротив "Дорожного происшествия с мотоциклистом" (1967). Все это лишь расстановка фигур в пространстве выставки Дуэйна Хэнсона? Не только. Это - культура тотального наблюдения.

Мы зримы. Выставка Дуэйна Хэнсона проходит в Ширн халле, посреди стеклянных стен. С улицы посетители видны тем, за кем они не наблюдают. Конечно, все не так радикально, как на Потсдамер Платц. Но принцип один и тот же. Наш современник - жертва постоянного наблюдения. И виновник тотального контроля. Он вынужден вести себя так, как будто его видит весь мир через окошки фотокамер и зрачки видеообъективов. Живые намертво опутаны сетями социальных правил. Они живут, чтобы их видели.

И "мертвые" немногим отличны от "живых". "Жертва гангстерской войны" (1967) - труп, опутанный цепью и покрытый цементом. Хэнсон воспроизвел трупно-цементный цвет, неровную фактуру. Грань между мирами стерта в результате.

Младенец задушен целлофановым пакетом. А рядом зонтик (кажется, вполне достойный, чтобы подобрать). Сверху упаковка из-под яиц. Все это вместе выброшено в бак. "Мусор" (1967) - еще одна работа Хэнсона. Вся жизнь в итоге - зримый мусор. Визуальный мусор.

Франкфурт-на-Майне


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
860
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1022
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
499
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
342

Другие новости