0
664
Газета Культура Интернет-версия

02.11.2001 00:00:00

Горизонтально на Голгофу

Тэги: премия, silenzio, стихи


Каждый вечер начинали речами. Читали стихи, преимущественно белые. Ей вручили выполненную специально для нее фигурку, означающую премию Silenzio. В Казани открыли в ее бывшей квартире центр современной музыки. Все это странно для авангардистки, которая без удовольствия относится к определению "авангард" ("слишком много радикального"), с шестидесятых входит в авант-трио с мифологическим культурным статусом "Денисов-Шнитке-Губайдулина", а в начале девяностых поселилась в тиши немецкого села без магазина.

Сторонящуюся крикливого общественного пафоса изобретательницу некомфортабельных звучаний, разумно разговаривающую, и с живостью молчащую, имеющую вид тихий и скромный, странно видеть именинницей в зале церковных соборов ХХС. С искусственными джунглями, электрозвездами, воткнутыми в потолок, ванно-мраморными интерьерами, официальными лицами вокруг и официальными ликами на стенке. С микрофонами, при помощи которых душераздирающе решается проблема абсолютного отсутствия здесь даже намека на акустику. Для Губайдулиной решение о музыкальном дне рождения в ХХС было, по ее словам, "проблематичным, трудным и даже опасным", и не почему-нибудь, а поскольку ее "глубоко религиозная музыка написана вне церковных канонов". Остается только гадать, было ли проблематичным решение Православной Церкви пристроить к собору концертный зал (а в других пристройках разместить, к примеру, авиакассы). А глубокая религиозность Альтового концерта в исполнении Башмета и "Семи слов Христа на кресте" от виолончелиста Владимира Тонха и баяниста Фридриха Липса, звучащая сквозь усилительную аппаратуру, была не слишком, в общем-то, навязчива.

Генеральную идеологему, лежащую в основе собственного сочинительства, Губайдулина сформулировала сама, когда в одном из интервью говорила, что суть художественного творчества - это боль и способы с ней обращаться. Она, например, по ее собственному выражению, непременно отправляется с этой болью на Голгофу. Думается, именно это ясно ощущаемое и виртуозно выраженное в акустических и композиционных структурах в прямом смысле слова направление творчества и притягивает к ней культурные институты, а также делает многие страницы ее партитур столь же завораживающими, сколь и мучительными.

В программе фестиваля мне лично больше всего приглянулась "Музыка для флейты, струнных и ударных" в нервном, тонком и чутком исполнении флейтиста Олега Худякова, РНО и дирижера Петра Мещерякова. В пьесе 1994 года почти что не виднелось призрака Голгофы, лишь обворожительный сонорный профиль, композиционная идея, подобная щелчку пальцами, лаконично вздыбленная драматургия и нетривиальный многомерный ритмический свинг (что твои Колтрейн с Майлзом Девисом).

Голгофы не было заметно и в Концерте для кото, бас-кото и шена (исполнительница - Кадзуе Саваи с самурайскими повадками). Впрочем, здесь, как часто у Губайдулиной, из неповторимой акустической среды вздымались все же идеологически и символически заряженные горы. На этих двух изящных пьесах список крупных российских премьер на фестивале заканчивался.

Губайдулина устроена парадоксально: сколько экуменизма и почти сектантского мистицизма в ее концепциях, столько же ортодоксальности в устройстве ее авангардистского стиля. Сколько на ее страницах знаменитых (отсюда и Silenzio) откровенных пауз, столько в них нехватки воздуха (кислород выдавливается плотной, трудной энергетикой сжатых до материальной формы масс космологического содержания). Сколько одухотворенности на идейном плане сочинения, столько веса на себя берет ее материя. Сколько в ее внешности и повадках тихой хрупкости, столько же в ее эстетических конструктах прямизны и несгибаемости.

И если уж действительно с болью на Голгофу - то девяносто минут бескомпромиссно-деловитого сугубого шагания.

В "Страстях по Иоанну" в аутентичном исполнении еще одного самурая - Валерия Гергиева и оркестра Мариинки, сочиненных по немецкому заказу как часть мультикультурного подарочного проекта к юбилею Баха, превалировала не история, как можно было ожидать, рассказываемая фантасмагорическим, то сверх косноязычным, то неповторимо красноречивым губайдулинским языком, но концепция на котурнах. Речь здесь шла о проблеме горизонтального и вертикального в духовном и в музыке (композиции и материале), каковой вопрос в XX веке - из любимейших. Губайдулина со свойственной ей эстетической прямотой решила его слишком просто и прямо. Сперва соединила в тексте Евангелие с Апокалипсисом. Дальше так: горизонтально туго движутся мелодические зернышки а-ля баховской фигуры "креста", скрупулезно ведя речь о том, что происходит на земле, и заплетаясь грозно восходящими движениями, что, однако, не добавляет происходящему объема. Время от времени все прерывается вертикальными "небесными" происшествиями. Тут-то наконец узнается губайдулинский широкий почерк: ткань звучит и вопиет. Но все снова упадает в дотошный пересказ горизонтальной проблематики. "Страсти по Иоанну" - очевидным образом одно из главных сочинений Губайдулиной - предстают серией вертикальных ответов на горизонтально поставленные вопросы. Несмотря на всю лихую прелесть тромбонового фруллато и обаятельного грома и нытья рояльных струн.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
309
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
226
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
332
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
375

Другие новости