0
1286
Газета Культура Интернет-версия

23.11.2001 00:00:00

Западный суперразмер

Тэги: селина, выставка, галерея


- Елена, первым помещением галереи была простая квартира, в которую приходили друзья. За несколько лет XL выросла до большого зала. Думаешь открыть через пару-тройку лет Кунстхалле Елены Селиной?

- Нет. У меня нет претензий на великое кураторство. Все, что я хочу сказать, я говорю в своей галерее. Тех художников, которых я хочу показать, я показываю здесь. Мне интересно работать с ними, а Кунстхалле Елены Селиной - это уже слишком. Рынок находится на стадии становления, и вряд ли я за пару лет так рвану, что смогу снимать большее пространство. У нас сейчас идеальное пространство, которое меня устраивает. Я надеюсь просидеть здесь как можно дольше.

- Художники, которых ты хочешь представить, изменятся на новом месте?

- Изменятся не сами художники, а проекты, потому что с большим пространством труднее работать, чем с маленьким. Будет меняться язык, формат. Была большая проблема сделать общую экспозицию, потому что те работы, которые казались в маленькой галерее огромными, здесь вдруг...

- ...терялись. Но ведь люди, которые покупают маленькие картинки, и люди, которые покупают большие картины, - это совершенно разные люди. Не значит ли это, что клиентура галереи изменится?

- Маленькие картинки тоже останутся. Всегда так было. Мы, например, показывали проекты, которые объективно были некоммерческими: единственный, кто их может купить, - музей. А покупали маленькие работы. У нас все-таки мало людей, которые склонны покупать огромные произведения. Произведение искусства - это интимная вещь. По крайней мере у каждой галереи есть свои коллекционеры. И, видимо, коллекционер располагается рядом с человеком, с которым ему комфортнее.

- Кто сейчас основные покупатели галереи?

- Сейчас сложно сказать. Вот было время - до 1997 года: покупали только иностранцы. В 1998 году произошел очень сильный прорыв, многие стали покупать. После кризиса был период затишья. Сейчас я не могу уже точно утверждать, что мои клиенты - только иностранцы или что мои клиенты - только русские. Пропорции немножко изменились. Есть и частные русские покупатели, есть и институции. Честно говоря, у меня еще очень много покупают наши друзья. Сейчас я вижу всплеск интереса к нашему типу искусства.

- Что ты называешь нашим типом искусства?

- Актуальное искусство. Точнее, "контемпорари арт".

- Я имею в виду искусство галереи XL.

- XL - это размер, который впору всем и каждому. То есть его носят и тоненькие девочки, и толстые мужики. Я специально назвала так галерею, потому что мне хотелось охватить как можно больше явлений в актуальном искусстве. Со временем я поняла, что это все-таки невозможно.

Раньше я говорила, что Марат Гельман занимался социальной провокацией, Айдан - интерьерным, очень стильным искусством (объективно говоря, красотой), а Овчаренко - резкими, радикальными проектами. Но сейчас такая схема не работает. Осталась неизменной только Айдан. На фоне этих схем я всегда формулировала, что XL занимается художественным процессом.

Кроме того, мне кажется, что я делаю звезд, я их чувствую. То есть я чувствую, кто из старых художников обладает драйвом. Это хамски звучит, но... я стараюсь найти самое интересное, что здесь есть. Интересное может быть безобразным - вот в чем мы отличаемся от Айдан.

- В Москве нет или почти нет такого явления, как "галерейный контракт" - художники часто прыгают из галереи в галерею. Тебя это не раздражает?

- Раздражает. И меня еще раздражает международный аферизм. Айдан подписывает такую бумагу - те художники, которые сотрудничают с ней, сотрудничают только с ней, то есть она их как бы создает. Я не могу себе этого позволить. Я не создала художника Макаревича, я не создала художника Кулика. Я им помогала на их пути, безусловно. То есть и тот и другой много продавались через мою галерею. Для того чтобы они остались только со мной, я должна им гарантировать постоянные продажи или же платить зарплату. Ни то ни другое я не могу себе позволить - у меня просто нет таких денег. Поэтому я выбрала такую тактику: я подписываю бумагу, но на конкретную серию. Кулик работает со мной и с "Риджиной". Но у "Риджины" одна серия, которую я не продаю, а у меня - другие.

- Расскажи про международных аферистов...

- Международный аферизм - это гениально. Дело в том, что мы имеем очень сильный успех среди западных галеристов. На "Арт-Москву" приезжала в свое время галерея "Муссион"...

- А-а! Известная галерея!

- Да. Очень известная французская галерея, которая у меня на стенде увидела Олега Кулика и договорилась с ним за моей спиной. Первое, что она стала показывать, - "Обезьяны". Замечательна галерея Кринцингер - я с ужасом обнаружила у нее именно мои серии и Кулика, и Мухина.

Все дело в негарантированности продаж в Москве. Одно дело рынок на фотографию в Германии или Франции, а другое дело - в Москве. И получается, что это очень мощная подсечка - кому я там нужна с тем же самым Мухиным? Ко мне что, попрутся через страны и континенты? Нет, конечно. Любой немец уже теперь спокойно сможет купить эту серию Мухина в Вене у Кринцингер. А выставка Игоря Мухина в маленькой галерее XL мне обошлась довольно дорого. Самое-то смешное, что эти две галереи, приехав в Москву, именно мои работы выбрали. Это что - комплимент? С жирным знаком минус, потому что это подрубает финансовое существование галереи.

Художники хотят денег, что реально - у них семьи... А мне что делать? У меня только головенка поднимется, по головенке херак, и головенка моя слетает с плеч...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
551
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
661
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
786
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
772

Другие новости