0
800
Газета Культура Интернет-версия

28.11.2001 00:00:00

Кулик - ИКЕЯ

Тэги: галерея, гельман, выставка


Тридцатого марта 1995 года перед входом в Кунстхаус Цюриха публика волновалась. Вход был заперт злобной собакой: пес грозно рычал и бросался на зрителей. Вскоре подъехал полицейский фургон, и "помоечный пес" отправился в отделение. Там на все вопросы он отвечал только лаем, и рано утром его выкинули за ворота - в чужом городе, в "красном районе", где водятся только наркоманы и проститутки. В 2 часа ночи, без трусов, носков и ремней Олег Кулик стоял на улице швейцарского города. Это было началом его европейского триумфа.

Из человека-собаки он стал человеком с собакой. В этом - отличие нового Кулика от старого. Старик Кулик рвался, бросался и кусался. Новый Кулик только улыбается, самопиарит и дизайнерит. То есть, составляет красивые фотопроекты, в которых часто (но необязательно) присутствует он сам (как модель). Кулик-буржуа.

У Гельмана на выставке фотографий всего 2. На обеих - собака. Любимый пес. Крупный план снизу - так, как увидеть животное, пожалуй, способен лишь червяк, проползающий по земле под его брюхом. В роли червяка на сей раз оказывается зритель. И никакого Кулика-как-модели.

Собака - на первом плане. Фоном - архитектурка. "Красные холмы" и дом Голосова. Два строения двух эпох: у Голосова - переход от конструктивизма к сталинэ, у Гнедовского - постмодерн а-ля Лужков (то есть "сделайте мне красиво" с башенками-фигашенками, блестящими стеклами и прочей тарабундией). Такие непохожие и такие одинаковые здания. Суть их схожести в одном: оба не приспосабливаются к человеку, а подминают его под себя. Рядом с ними зритель должен чувствовать себя мелкой букашкой.

Замечательная получается подстановочка. На место торжественной бесчеловечной архитектуры Кулик ставит пса. И любуйтесь. Вот радикальная экология по-куликовски. Пес - это архитектоника. Зритель - мразь болотная.

Изгой. Вот как принимали человека-собаку поначалу. Дикий русский с кре-е-е-пкими зубищами. Опасный и будоражащий. Но с течением времени открылось: не изгой Кулик, нет. Только маска изгоя надета на нем. Вот в чем суть новых проектов Кулика (что в "Риджине", что у Гельмана) - обнажить продажность собственного радикализма. Чем крепче укусы вначале, тем больше покупаемость затем. "Новая искренность" - прекрасная реклама для универмага.

ИКЕЯ - дешево и сердито. Экономно, непрочно, у всех одинаково. Табуретка, которая развалится через год, но зато полгода будет радовать глаз своим свежим видом и типовым дизайном. Символ нового среднего класса.

Кулик всегда держал нос по ветру. Он вошел в московский арт-мир как куратор передовой галереи "Риджина" (он сам и сделал ее "передовой" в начале 90-х; то был период бандитизма и жириновщины: "Риджина" стала образцом новорусской экспансии в московском искусстве). Кулик завоевал Запад в середине девяностых: Россия была страшна, в ней водились Чечня, гангстеры и прочие чудища. Поэтому художник, явившийся с севера кусать зажравшуюся Европу, был встречен на ура. Такого и ждали. Но быстро проходит слава мира.

Люди стали скромнее. И Кулик с ними. На место новых русских - диких и необузданных - пришли новые средние - тихие и цепкие: копят по доллару, покупают в ИКЕЕ. На новой выставке у Гельмана табуретки из ИКЕИ стали пазлом. На сиденья набиты фрагменты куликовских фотографий. Фрагменты перемешаны в вольном беспорядке. Или выставлены в полном порядке. Тихо и спокойно. Можно продавать по кусочку, по табуреточке.

В девяностых было не до собак. Люди кусались. Теперь пришло время прогулок с откормленными псами. Вот только люди как-то измельчали.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
551
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
658
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
786
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
772

Другие новости