0
1427
Газета Культура Интернет-версия

29.11.2001 00:00:00

В поисках утраченного синтеза

Тэги: кандинский, шенберг, пруст, моне


"В сторону Пруста" и "Клод Моне" - две взаимосвязанные выставки в Пушкинском музее. "Арнольд Шенберг - Василий Кандинский. Диалог живописи и музыки" - выставка в Третьяковке (Крымский вал). Одна за другой, день за днем открылись эти экспозиции. Много не виданных еще в Москве работ. Каждая претендует на то, чтобы стать центральным арт-событием ноября. А если добавить параллельные музыкальные фестивали, станет ясной их схожесть.

Шенберг был художником, Кандинский был музыкален, а Моне - абстрактен. Слава музам, хоть Пруст остался самим собой. Выставки посвящены одной теме - тому, как территории искусств пересекаются. И какой сумбур это влечет.

Буйство пастозных мазков в картине Моне "Японский мостик" (1920-1922) самоценно. Есть только багровая структура в центре - и все. Не будь такого ясного названия, никто бы и не догадался, что эта полоса с неявными границами - мосток, а не, скажем, пожар лианы в джунглях. То же самое и с картиной "Экзотические птицы" (1915) - там при желании, конечно, можно найти глаз, клюв, другие птичьи признаки. А можно и не найти. "Птицы" - уже Кандинский.

Границы "абстракции" и "фигуратива" размыты донельзя. Только названия (конкретные) отделяют работы позднего Моне от чистой абстракции. Только названия заставляют угадывать в работах Кандинского десятых годов фигуративные мотивы. Давным-давно, больше 100 лет тому назад, Кандинский увидел в Москве на выставке "Стог сена" Клода Моне. Именно это толкнуло его в художники. Но их пути в абстракцию были различны.

Моне банально слепнет от старости. Его поздние полотна показывают мир таким, каким он виден полуслепому, - это вихрь красивых разноцветных пятен, в которых можно угадать следы реальности, но только угадать. "Кувшинки" из Базеля (1914-1917) - это портрет водной глади с ее бликами и ряской, которые можно скорее вспомнить, чем прочесть. Ни линейная перспектива, ни классическая композиция уже не ценны для слепца. Изогнутая дрожащая синяя дорожка уходит в даль, где нет прямых. Нельзя точно определить границы берега и воды или отделить одну кувшинку от другой.

Моне "обладает магическими зеркалами - полотнами. <...> Мы стоим перед таким магическим зеркалом, силясь прогнать все лишние мысли и понять смысл каждого цвета, вызывающего в нас воспоминания о былых впечатлениях" (Марсель Пруст). Меткое описание. Сам автор выглядел банально.

Пруст был маловыразительным эстетом с мелкими усиками и орхидеей в петлице. Именно таким его показывает портрет Жака Эмиля Бланша. Напротив Пруста - его учитель в светской жизни Робер де Монтескью: фон сер, сер и сам граф (костюмом), но и усы у графа пофрантоватей прустовских, и поза повычурней (портрет работы Джованни Больдини). Пруст предстает в Пушкинском музее как светский персонаж эпохи Моне. От прочих тусовщиков отличался лишь тем, что писал черновики в бухгалтерскую тетрадку с широкими полями. На фоне блистательных полотен Моне маленькая выставка Пруста теряется. Две экспозиции, по сути, не связаны ничем, кроме эпохи.

Музыка абстрактна. И в этом смысле Кандинский - музыкален. В его абстракциях есть ритм и длительности звучащих красок. Так что можно сказать, что он передает музыку при помощи живописной абстракции (хотя это метафора - да и дурная). А в "Музыкальной увертюре" Кандинского (это картина) можно при воображении найти две пляшущие ноты, соскочившие с линеек. Но "Шенберг - Кандинский" - выставка, которая предлагает новый взгляд на венского композитора-модерниста. Впервые Москва увидела живопись Арнольда Шенберга.

Рисовал Шенберг плохо. И будь он более глубок в своем авангардизме, это, пожалуй, ему сошло бы с рук, но он пытался рисовать автопортреты - выходили карикатуры. Есть исключение - автопортрет 1935 года, но за три десятка лет даже и обезьяна с кистью в руке научится рисовать себя. Так что выставка Шенберга-художника сулит лишь разочарование.

Лет через 100 откроют выставку "Кулик и Сорокин". Искусствоведы найдут в них много схожего: ведь Сорокин, бывало, делал книжные обложки (то есть бывал художником), ну а Кулик, конечно, эксплуатировал тему насилия. Кроме того, птичьи фамилии сходны. Вопрос только в том, зачем будет нужна такая выставка?

Питомцы разных муз на рубеже веков искали синтеза. То есть гармоничного слияния искусств. Как правило, попытки были безуспешны. Живопись осталась живописью, а музыка - музыкой. И у Кандинского проще найти влияние Моне, чем Шенберга.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Обвиняемые получат второй шанс на суд присяжных

Екатерина Трифонова

Новое рассмотрение уголовного дела не отменяет возможности такого ходатайства

0
551
Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Партия Миронова не уклоняется от генеральной линии

Дарья Гармоненко

"Справедливая Россия" решила поучаствовать в дискуссиях об ограничении интернета

0
658
В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

В лесопромышленном комплексе спад продолжится до 2028 года

Михаил Сергеев

Почти 70% инвестиционных проектов не достигают обещанных результатов

0
786
Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Борьба с мигрантами обретает фискальную логику

Иван Родин

Правительство снизит ряд штрафов для турбизнеса, чтобы было легче их собирать

0
772

Другие новости