0
814
Газета Культура Интернет-версия

06.12.2001 00:00:00

Боярышник и лен как экспонаты

Тэги: боярышник, лен, экспонаты


Традиционный мультижанровый покрой "Декабрьских вечеров" в этом году реализуется в трепетной концепции, оседающей на больших плечах нескольких больших фигур - как принято, Святослава Рихтера, еще Марселя Пруста, Клода Моне, Клода Дебюсси "и других", так и анонсированных в заглавии ("В сторону Пруста. Моне, Дебюсси и другие").

С эпиграфом из Рихтера ("Боярышник, который я полюбил в детстве, был знаком Пруста, которого я узнал и полюбил в старости") фестиваль в Пушкинском музее предлагает смотреть Моне, слушать Дебюсси и не только (в музыкальной программе выбор главной персоналии скорее ритуален) и размышлять о Прусте. Предлагается, чтобы при взгляде на музейную витрину с разными изданиями "Под сенью девушек в цвету" примерещилось слабо скользнувшее отражение девушки "с волосами цвета льна", чтобы "руанский" собор выглядел "затонувшим" и чтобы наблюдалось время во всей его многомерной импозантности, запечатленное в седине фестивальной публики.

Концепция устроена как серия теней - тень Рихтера, особо значимая для некогда его авторского фестиваля, тянет за собой огромную тень Пруста, в которой, в свою очередь, выступают тени его реального и литературного времени - современников, героев и аналогов. Репертуарный профиль почти весь вычерчен прустовской музыкой - из Франции конца XIX - начала XX веков или другой, но выуженной из прозы одного из главных авторов проекта модернизма. Точно так Пьер Амойль, французский скрипач и ученик Яши Хейфеца, снимает как сливки с молока Сен-Санса и Франка с прустовского "Свана". Программа дополняется авторизованным Пуленком (партнер Амойля пианист Габриэль Таккино - в свою очередь, единственный ученик Пуленка), - как надо, упоительно поэтичным, почти укладывающимся в салонный размер форм жизни, хорошо известных Прусту, но вместе с тем почти что конструктивистским. От появления Пуленка рядом с Франком и Сен-Сансом жанр музицирования на этом фестивале, на вид устроенный как серия музыкальных иллюстраций, раздвигается и модулирует к другой модели.

Похоже, но изысканней и многомерней была сделана программа канадской певицы Доминик Лабелль. В сделанной с шармом и вкусом подборке романсов Форе, Равеля, Дебюсси и Рейнальдо Ана на статус героя претендовали Форе в тонах меланхолического декаданса, величественный Дебюсси с кружевным гимническим напевом со страшным сказочным названием, изящно фантазирующий на тексты Малларме Равель и Ан, приятель Пруста, чьи четыре песни на стихи Пруста прилагались к первому изданию "Утех и дней", выполненному в духе "гезамткунстверк". И каждый оказывался элегантно сапплментарным. Утверждается, что Ан никогда здесь не исполнялся, хотя на днях я выслушала в модерном антураже австралийского посольства штук пятнадцать песен Ана в старательном и трогательном исполнении. Тогда миниатюры Ана удивили стилизаторским пошибом и родством с одновременно авангардистскими и салонными выдумками-привидениями Сати. В исполнении Лабелль, женщины, прославленной режиссером Питером Селларсом (она спела Донну Анну в его "Дон Жуане") и барочными фестивалями, где она особенно славно поет Генделя, Рейнальдо Ан, не утратив маньеристской стати, начал выглядеть по-генделевски драматично.

Обаятельный голос Лабелль не всегда идеален, диапазон не огромен, верхи для нее трудны. Но она поет так умно, тонко, строго и в то же время простодушно, так отлично владея мягкими, виртуозно нюансированными красками, и с таким чувством стиля и меры расширяя академическую стать вокала дополнительными обертонами, что французская музыка неожиданно предстает голландской живописью, а Равель просто кажется Вермеером. Предложив в музее на вид прустовский салон, Лабелль сумела не остаться в рамках собственно музейного дела. Звучание ее вокала и интерпретаций выполнено в обворожительно современном стиле. Можно только пожалеть, что еще одно красивое сопрано, значительно больше здесь известное - чернокожей звезды Барбары Хендрикс - в запланированный день в музее не прозвучало. У Хендрикс травма, и ожидаемая интрига - сопрановый диалог об элитарной утонченности и современном камерном стиле, который обещал музейным "Вечерам" вполне особенную прогулку в сторону современности, - сейчас не случился.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Москве предлагают роль глобального климатического миротворца

Ольга Соловьева

России придется учесть принципиальные изменения зеленой повестки других стран

0
303
Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

Сербия. Протесты в Белграде против президента Вучича завершились столкновениями с полицией

0
221
КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

КПРФ ужесточает борьбу за былую советскую власть

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Накануне переизбрания Зюганова лидером партии ностальгия побеждает реальность

0
325
Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Майский подъем производства отодвинул угрозу рецессии

Михаил Сергеев

Две трети прироста связаны с выпуском в РФ оборонной продукции

0
366

Другие новости